Причины. Зачем нужны новые документы
А. Млынарчик: Напомню, что разработка проектов новых кодексов об административной ответственности осуществлялась в рамках выполнения поручений Президента, данных 16 декабря 2019 года на совещании по вопросам привлечения граждан и субъектов хозяйствования к административной ответственности. Затем была создана межведомственная экспертная комиссия во главе с заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольгой Чуприс. Причины — необходимость обновления кодексов, в том числе для исключения неактуальных и формальных составов административных правонарушений, корректировки санкций в зависимости от категории совершенного правонарушения и причиненного им вреда и другие.В. Ладутько: Ежегодно в Беларуси совершается более 4 млн административных правонарушений. Для нашей страны с почти 10-миллионным населением это достаточно существенное количество. В последние годы белорусские ученые-административисты в своих публикациях акцентировали внимание на необходимости переориентации деятельности государственных органов в сторону предупреждения правонарушений. Поэтому принципиально новые подходы к дифференциации административных правонарушений, меры профилактического воздействия, заложенные в КоАП, направлены именно на усиление профилактической функции административной ответственности, недопущения совершения правонарушений. Это серьезный прорыв в правовом регулировании привлечения к административной ответственности.
С. Любецкая: Сложилась такая практика, что в предыдущие кодексы практически на каждой сессии парламентарии вносили все новые и новые корректировки. Это говорило о том, что отдельные их положения нуждались в серьезной доработке. По итогам изучения практики применения административного законодательства, соотнеся его с нынешними реалиями, стало очевидно, что необходимо совершенно новое законодательство. Произошли серьезные изменения в социально-экономической сфере, поменялись общественные отношения. Кстати, хочу особо отметить тот факт, что во время работы над законопроектами был использован эффективный механизм общественного обсуждения. Это уникальный опыт включения общества в правовое регулирование.
В. Ладутько: Хочу отметить, что принятие новых КоАП и ПиКоАП по своей сути является признанием профилактической функции административной ответственности и применения профилактических мер воздействия первостепенной задачей для органов, наделенных полномочиями для привлечения к ответственности. Установленный подход категоризации административных правонарушений на административные проступки, значительные административные правонарушения и грубые административные правонарушения позволяет смягчить и даже исключить привлечение к административной ответственности. Ведь если есть основание, лицо, которое совершило проступок, освобождается от административной ответственности. Ему выносят только предупреждение.
Что изменится
В. Ладутько: Мы должны исходить из презумпции законопослушности и добросовестности всех граждан и юридических лиц. Принятие любого нормативного правового акта, в том числе новых КоАП и ПиКоАП, направлено в первую очередь на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства. По моему мнению, это основное предназначение административной ответственности.Стоит отметить, что впервые в истории развития административно-деликтного законодательства в КоАП закреплены цели административной ответственности — воспитание лица, совершившего правонарушение, предупреждение совершения новых правонарушений, восстановление социальной справедливости.
Это, безусловно, важно и для науки. Предупреждая правонарушения, применяя профилактические меры административно-правового воздействия к правонарушителям, государство реализует воспитательную функцию, направленную на недопущение противоправного поведения в дальнейшем.
А. Млынарчик: В первую очередь кодексы направлены на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов всех граждан, интересов общества и государства, а также предупреждение административных правонарушений. Они призваны способствовать обеспечению справедливости, повышению правосознания и правовой культуры граждан, их воспитанию, уважению национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц. Я уверен, что на жизнь законопослушных белорусов новые кодексы, как и действующие, не окажут практически никакого влияния, а будут являться инструментом защиты своих прав и свобод. Что касается лиц, совершивших административные правонарушения, то здесь у нас расширяется арсенал мер воздействия. Новшеством является возможность применения к правонарушителям профилактических мер административного воздействия. Например, устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним. Это позволит сотруднику ОВД не только пресечь совершаемое правонарушение, но даст возможность правонарушителю осознать общественную вредность совершенного им деяния.
Штрафов станет меньше?
С. Любецкая: В целом при разработке кодексов мы хотели уйти от карательного уклона в сторону профилактического, воспитательного характера кодексов. Еще одной задачей стала либерализация законодательства об административных правонарушениях. Поэтому каждая четвертая статья в новом КоАП отнесена к категории проступков. Это означает, что тот, кто нарушил эти статьи, не будет подвергнут административному взысканию, а получит предупреждение. Это профилактическая мера. Она дает шанс человеку, который оступился, осознать, что этот шаг должен быть последним. Кстати, такие лица не будут числиться в базе нарушителей. А значит, совершенный проступок не будет иметь для них юридические последствия. Кроме того, более чем по 200 составам снижен нижний предел санкций, пересмотрены верхние пределы множества санкций. Важным является корректировка подходов к ответственности юридического лица. Законодатель ушел от понятия вины юрлица. Это позволило исключить двойную ответственность, которая предусмотрена в действующем законодательстве.Градация на три вида правонарушений — серьезный прорыв в правовом регулировании привлечения к административной ответственности.Теперь при совершении административного правонарушения отвечать будет конкретное должностное лицо, которое нарушило регламент и положения, а не организация. Тем самым исключается двойная ответственность. Это соответствует принципам либерализации.
А. Млынарчик: Говоря о либерализации, хочу отметить, что в ряде случаев смягчена ответственность за совершение правонарушений, в основном за счет снижения размеров штрафов. Также имеется возможность наложения штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.
Реакция на протестную активность
В. Ладутько: В обновленной статье 24.23 КоАП произошли определенные изменения, в том числе увеличены размеры штрафов, исключено предупреждение в качестве альтернативного основного административного взыскания и другие изменения. Следует отметить, что, формулируя любой состав правонарушения, законодателем учитываются различные моменты — практика привлечения к ответственности за данное правонарушение, статистические показатели, эффективность применения административных взысканий, проблемы исполнения взысканий и др. Необходимо сказать, что КоАП выполняет охранительную функцию в сфере гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных и других отношений. В этой связи квалификация того или иного деяния зависит от регулирующего данные отношения законодательства и правильного его применения. Иными словами, эффективность привлечения к административной ответственности зависит от правильного применения регулирующего законодательства, устанавливающего порядок осуществления той или иной деятельности, реализации прав и выполнения обязанностей в различных сферах жизнедеятельности.С. Любецкая: Эти меры — требование сегодняшнего дня и тех предложений, которые поступали от госорганов, которые реализуют сегодня правоохранительную политику. Мы видим, сколько сегодня тратится сил и средств для поддержания порядка в стране и обеспечения общественной безопасности.
А. Млынарчик: Ответственность действительно ужесточается за отдельные грубые правонарушения. Это касается не только правонарушений, связанных с порядком организации или проведения массовых мероприятий. Так, например ответственность усиливается за правонарушения, связанные с управлением транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов и другие нарушения.
Забота о несовершеннолетних
В. Ладутько: В новом КоАП особое внимание уделено либерализации административной ответственности несовершеннолетних, в частности выделена самостоятельная глава, устанавливающая особенности такой ответственности. В первую очередь следует отметить сокращение количества статей (до 6), по которым возможно привлечение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, ранее таких статей было 16. Также при наложении административного взыскания на несовершеннолетнего учитывается ряд обстоятельств, впервые закрепленный в КоАП, например, условия его жизни и воспитания, влияние на его поведение родителей и др.Новые кодексы направлены на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов всех граждан, интересов общества и государства.А. Млынарчик: Наиболее существенным изменением, на мой взгляд, все же является введение института мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые могут быть применены к ним, если они совершили правонарушение, но при этом были освобождены от административной ответственности. Это такие меры, как разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинения потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Кстати, одновременно могут быть применены несколько мер воспитательного воздействия. Важна еще одна новелла: несовершеннолетний, который совершил административное правонарушение, вне зависимости от его категории, может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
Новые типы ответственности
А. Млынарчик: Новые документы вводят новый вид наказания — общественные работы (выполнение физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей).С. Любецкая: Надо отметить, что в мире довольно широко распространена такая практика. При этом виде наказания гражданин, с его согласия и по решению суда, будет выполнять работы не более 4 часов в день. Чем именно он будет заниматься, определят местные органы власти. Такое предложение в свое время нашло отклик у граждан, которые обращались к депутатам и говорили о том, что подобные реальные действия будут способствовать тому, что человек не только понесет заслуженное наказание. Но и общество от этого получит определенную пользу. Особенно эта мера будет эффективна в отношении тех граждан, которые, совершив правонарушение, сознательно уклоняются от исполнения решения суда о денежной компенсации.
В. Ладутько: Общественные работы как вид наказания в настоящее время предусмотрены в Уголовном кодексе. Основное отличие от уголовного наказания — это то, что общественные работы в соответствии с КоАП назначаются как основное административное взыскание и только при наличии согласия гражданина. Например, порой у гражданина отсутствует возможность уплатить штраф и с его согласия могут быть назначены общественные работы, если этот вид взыскания предусмотрен в качестве альтернативы штрафу в соответствующей статье КоАП. На сегодняшний день, если привлекаемое к ответственности лицо не имеет работы или иного заработка, к нему применяют в большинстве случаев административный арест.
Поскольку это новый вид административного взыскания, предполагающий общественно полезную деятельность лиц, привлекаемых к ответственности, спрогнозировать его широкое применение и практическую реализацию трудно. Возможно, это будет достаточно затратный вид административного взыскания, требующий обеспечения специальной одеждой, инвентарем, техникой и другими средствами привлекаемых к ответственности лиц. Кроме того, отдельным нормативным правовым актом должны быть определены виды деятельности, к которым будут привлекаться граждане для выполнения общественных работ, их права и обязанности.
Ожидания
В. Ладутько: КоАП призван охранять и защищать права и законные интересы не только граждан и юридических лиц, но и общества, и государства от правонарушений, посягающих на установленный правопорядок. Значительное количество статей было исключено из КоАП, в то же время появился ряд статей, призванных охранять возникшие общественные отношения.Полагаю, что принятые КоАП и ПиКоАП создали принципиально новую законодательную основу и позволят усовершенствовать правоприменительную практику государственных органов и организаций при привлечении к административной ответственности в достижении провозглашенных ее целей, задач и принципов.А для научного юридического сообщества есть возможность проанализировать законодательные новации с позиции научного обоснования и определения перспектив развития теории административно-деликтного права.
А. Млынарчик: В зависимости от характера и степени общественного вреда КоАП предусматривает разграничение административных правонарушений на категории. Это будет способствовать реализации в полной мере принципов административной ответственности, в частности принципа справедливости. При этом в отношении злостных нарушителей, т.е. лиц, неоднократно привлекающихся к административной ответственности, а также совершающих грубые административные правонарушения, объективно предусмотрено применение и соразмерного, более строгого наказания.
С. Любецкая: Новые кодексы вступают в силу с 1 марта 2021 года. Основная задача законодательства — стимулирование законопослушного поведения граждан. А для этого сейчас необходимо широкое разъяснение положений новых кодексов.
isaenok@sb.by