Лубочные картинки отличаются простотой сюжетов и доступностью изложения. В них нет подтекстов, психологических кружев, второго дна. Сюжеты в них просты и незатейливы. Некоторые искусствоведы считают, что в XXI веке лубок трансформировался в комикс. Но все же ставить и играть лубочную историю в театре довольно сложно. В бесхитростный сюжет и характер все‑таки надо вдохнуть жизнь, вложить часть себя, иначе зрительское внимание полтора‑два часа не удержишь.
В Новом драматическом театре Минска недавно, вопреки моде и всем тенденциям, рискнули: здесь состоялась премьера спектакля «Камедыя» по пьесе Владимира Рудова, написанной по мотивам произведений белорусских авторов Каэтана Морашевского и Франтишка Олехновича. Многие помнят спектакль, поставленный в начале 1990‑х режиссером и педагогом Андреем Андросиком. После эта дипломная работа зажила своей отдельной насыщенной жизнью, много сезонов не сходила со сцены и шла на разных площадках почти 30 лет с разными актерскими составами. Большим успехом пользовался и спектакль‑долгожитель, созданный Андросиком в Минском областном драматическом театре в Молодечно. Но нынешний спектакль ни в коем случае не реконструкция той театральной легенды, а оригинальное прочтение. Режиссер — художественный руководитель Нового театра Сергей Куликовский поставил действие искрометное и стремительное, с любовью к персонажам. Присутствует и глубокое знание деревенской темы. Персонажей спектакля язык не повернется назвать лубочными или примитивистскими, настолько полнокровными они получились.
По сюжету крестьянин Демка (Василий Ницко) спорит с Чертом (Артем Пинчук), что сможет промолчать некоторое время и за это получит определенный гонорар. Если нет, то отдаст Черту душу и пойдет с ним в пекло. Разумеется, продержаться у него не выходит, хотя Демка прилагает максимум усилий. Слишком эмоционально его окружение: супруга Маланка (Наталья Капитонова) и еврей Давид (Валерий Глазков). Они то и дело терзают Демку вопросами, претензиями, жалобами… Эти архетипические для белорусской повествовательной культуры персонажи в спектакле полны обаяния и какого‑то вполне современного нерва. Каждая их реплика, движение, жест находят отклик в зрительном зале. Народный юмор органично сочетается с глубокими философскими мотивами, зрелищность не заслоняет тонкие и запоминающиеся актерские работы. Большой иронией и самоиронией пронизано существование этого талантливого ансамбля исполнителей.
И хотя соскользнуть в карикатуру было бы самым простым путем, актеры Нового театра хорошо почувствовали эстетику лубочного повествования, но свои шаржированные образы создали без карикатурного налета.
«Камедыя» — премьера с сильным авторским началом, жизнеутверждающая, остроумная и изящная. Что‑то важное говорит режиссер Куликовский о белорусском характере и белорусской деревне. Острый гротеск доведен до предельного градуса. Шутки сменяются философским раздумьем. Актеры уверенно себя чувствуют не только в стихии безудержного народного юмора, но и в сочном колорите белорусского языка. Для театра принципиально, чтобы в репертуаре шли постановки на «мове». Постоянным зрителям Нового наверняка памятен блестящий «Трыбунал» Андрея Макаенка в постановке Куликовского. Идущие ныне «Прымакi» Янки Купалы в постановке нынешнего Черта из премьеры — Артема Пинчука — зрители тоже приняли на ура.
Спектакль «Камедыя», несмотря на внешнюю анекдотичность сюжета, заставляет задуматься об ответственности за свою семью и близких и вселяет уверенность, что никакие инфернальные силы не способны разрушить внутренний мир любящих друг друга людей. А если посмотреть еще шире, можно считать и более общий месседж: в нынешнем турбулентном мире с его искушениями и психологическими перегрузками белорусский юмор и культурные традиции — это тот прочный и незыблемый фундамент, на который мы всегда можем опереться.
Добрый зритель в девятом ряду.