На примерах из прошлого ветеран МВД рассуждает о воспитании молодежи

Ловля на живца

Ветеран МВД делится уроками мастерства, вспоминая раскрытие самых громких преступлений 1990-х и 2000-х

В ноябре отмечался День чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД Беларуси. Председатель Могилевского областного Совета ветеранов ОВД и ВВ полковник милиции в отставке Евгений КОВАЛЕНОК — один из тех, кто был на переднем крае борьбы с оргпреступностью и в 1980-е, и в 1990-е годы. Сегодня он продолжает работу, в том числе по патриотическому воспитанию молодежи, постоянно проводит встречи со школьниками и учениками кадетских классов. На его личном счету  34 года службы в милиции, в том числе более 30 лет — в криминальной. На встречах с молодежью он обязательно приводит примеры из собственной биографии, ведь юноши и девушки и представить себе не могут реальность, с которой столкнулись борцы с оргпреступностью в годы становления нашего государства.


— Если брать обстановку 1990-х и современность, то сейчас намного снизилось количество тяжких преступлений: разбойных нападений, грабежей... Недавно на докладе Президенту министр внутренних дел Иван Кубраков проинформировал, что оперативная обстановка в стране контролируемая. Число убийств с начала года сократилось на 17 процентов, уменьшилось и количество преступлений с тяжкими телесными повреждениями. Не снижается только число кибермошенничеств, когда пожилые люди попадают на удочку тех, кто обманывает. А вот, к примеру, в 1995 году у нас в области из 23 тысяч зарегистрированных преступлений более 4,5 тысячи были тяжкими и особо тяжкими, — напомнил ветеран органов внутренних дел. — Мне особенно запомнилось убийство трех сестер в Быховском районе. В наши дни акцент, скорее, на имущественных делах, тех же мошенничествах, продаже наркотиков через интернет. Это проблема, хотя и с нею справляются мои более молодые коллеги.

О бандитизме, как показывают встречи со школьниками, молодые люди имеют смутное представление. Между тем в 1990-е наблюдался всплеск активности банд в нашей республике, нередкими были заказные убийства коммерсантов. А еще разбойные нападения на трассах. Сотрудники милиции и уголовного розыска в 1990-е даже использовали «ловлю на живца», вспоминает Евгений Коваленок.

Как это происходило? На крупных автомагистралях орудовали разбойники, выбирая жертв не из местных по транзитным номерам. Милиционеры решили устроить засаду с машиной-ловушкой. Происходило это в сентябре 1994 года. Загрузили картонными коробками «Жигули», сменили номера на «немецкие». В роли водителя и пассажира выступали сотрудники Шкловского райотдела милиции, организовал операцию его начальник, в то время майор милиции Александр Карпов. На автостоянке возле деревни Клин Шкловского района на них клюнули бандиты. Они были вооружены. Банду из четырех человек удалось задержать, хотя преступники ранили сотрудника ГАИ. У одного из разбойной группы (а все оказались могилевчанами) изъяли пистолет ТТ и пять патронов к нему.

Похожая история случилась в том же месяце. Милиционеры получили информацию, что возле Княжиц Шкловского района нападают на водителей, грабят их. Пять вооруженных преступников из Могилева ночью подъехали к машине-ловушке, прокололи шины и, угрожая пистолетом, требовали доллары. Началась перестрелка — всех пятерых бандитов задержали, двое из них были ранены.

–При проведении мероприятий по искоренению банд стражам порядка довольно часто приходилось применять огнестрельное оружие, — отмечает Евгений Евгеньевич. — С 1997 года разбойные нападения на дорогах в целом прекратились, за исключением истории с бандой Козыря. Это свое­образные отголоски, повторение девяностых, но в 2009 году. Самое жуткое, что организатор банды был в обычной жизни… детским тренером.

В один из дней июля 2009 года в пять утра в дежурную часть УВД Могилевского облисполкома поступило сообщение о том, что в реанимацию Могилевской областной больницы доставлены и госпитализированы супруги Б. с тяжелыми огнестрельными ранениями. Муж более 30 километров ехал за рулем с неработающими легкими и огромной кровопотерей из-за обширной раны на лице: у него практически полностью отсутствовала нижняя челюсть. А его супруга была ранена в живот и ногу. Оказалось, жители Санкт-Петербурга на своей машине по автодороге Гомель — Витебск возвращались домой из Украины, где провели летний отпуск. Устали и остановились на ночлег вблизи деревни Обидовичи Быховского района. Там в них и стреляли бандиты.

Спустя месяц после этого случая около двух ночи на автостоянке в лесу возле трассы Гомель — Могилев вблизи деревни Милеевка Могилевского района преступники убили жителя Петрозаводска. Тот также припарковался для ночлега, а ехал в нашу стоматологическую поликлинику для лечения. Его труп нашли закопанным недалеко от этой же деревни. Следующей жертвой возле деревни Веть Быховского района стал житель Петродворца: он планировал пройти в Гомеле санаторное лечение.

Еще один эпизод — нападение на семью из Молдовы в сентябре. Вышло так, что милиционеры искали в лесу украденную лошадь, помогал им лесник Приборского лесничества. Он и наткнулся на костер и свежевырытую землю недалеко от деревни Обидовичи Быховского района. В 800 метрах трасса Санкт-Петербург — Одесса. В яме нашли два трупа с многочисленными огнестрельными ранениями. Сын и отец ехали на заработки.

— Организатор этой банды убеждал подельников, мол, мы современные робингуды, отбираем деньги у богатых и отдаем бедным, — вспоминает Евгений Евгеньевич. — Между тем позже выяснилось, что у одного из убитых осталась беременная жена.

Однако убийц установили: ими оказались трое ранее не судимых жителей Гомельского района. Главарь был председателем Белорусской республиканской организации «Джиу-джитсу и самозащита», по совместительству работал тренером-инструктором в детской спортивной секции по восточным единоборствам в Гомеле. Подельники называли его сенсеем и также учили детей рукопашному бою в этой же спортивной секции. Задержали банду около деревни Меркуловичи Чечерского района. Там же нашли пистолеты «Бархард-Люгер» (парабеллум) 1908 года выпуска, «Байкал», обрез охотничьего ружья ИЖ-18, маски, перчатки... «Робингудов» осудили.

— Знаете, говорят, что сильнее всего запоминается первое дело и последнее, — отмечает председатель Могилевского областного Совета ветеранов ОВД и ВВ. — Мне запомнилось перед самым увольнением расследование пропажи мамы троих детей в Глусском районе. В похищении сразу подозревали ее сожителя. Спустя неделю он признался. Выяснилось: у мужчины были сомнения, что младшая дочь от него. Женщина собиралась сделать ДНК-анализ, пытаясь доказать обратное. Он признался: ударил сожительницу сначала рукой, а потом отверткой в живот. Малышка падала на пол вместе с матерью… Подробности ужасающие, но самое страшное — обе умерли от асфиксии. То есть преступник, скорее всего, закопал их на заброшенном пустыре живьем.

Евгений Евгеньевич раскрывает детали службы:

— Иногда раскрытие преступления рутинно, и его результат зависит от работы всего коллектива. Мы часто встречаемся с молодыми сотрудниками и рассказываем на конкретных примерах, как следует действовать. А главное, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить преступление. Передаем жизненный и профессиональный опыт.

Как пояснял министр на встрече с Главой государства, сейчас будущих сотрудников органов внутренних дел начинают готовить уже с девяти лет. Есть лицей МВД в Минске. Президенту также внесено предложение о создании лицея МВД в Могилеве, и Александр Лукашенко поддержал его.

Работа с молодежью всегда была близка моему собеседнику. Девять лет он служил оперуполномоченным по делам несовершеннолетних. Говорит, старались всячески удержать балансировавших на грани молодых людей от тюрьмы. На его памяти был случай, когда мать устроила сына с белым билетом в армию, только бы избежать уголовного наказания. Спустя несколько лет пришла с цветами: оказалось, непутевый отпрыск прослужил три года на флоте и стал другим человеком. Сегодня же Евгения Коваленка особенно беспокоит, что молодежь вовлекают в наркопотребление. А это приводит к трагедиям.

— Я и другие члены организации часто общаемся с кадетами, с учениками классов юридической направленности, — отмечает собеседник. — К примеру, в преддверии Дня народного единства очень содержательной стала встреча в гимназии № 3 Могилева. Своими воспоминаниями также поделился 92-летний ветеран Великой Отечественной войны полковник милиции в отставке Николай Илькевич. Он возглавлял отделение уголовного розыска Ошмянского райотдела милиции. У школьников была уникальная возможность узнать исторические факты не из учебников, а услышать их от человека, который все это испытал на себе. Он рассказал, как жил при поляках, когда не было белорусских школ. Как началась война и находились предатели, которые указывали на советских активистов. Он сам вынужден был уйти в партизаны. Мне кажется, благодаря таким встречам дети могут посмотреть на жизнь по-другому.

Думается, и взрослым не стоит забывать о том, какой огромный путь мы проделали в борьбе с преступниками и что имеем сейчас.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter