Почти все прошедшее воскресенье в Бобруйске ловили годовалого лосенка. Он разгуливал в центре, перепрыгивая через металлический забор, отделявший пешеходную зону от проезжей части и создавая для горожан угрозу. К сожалению, животное пришлось ликвидировать... Печально недавно закончилась и история с молодым лосем, забредшим на территорию яслей–сада № 79 по минской улице Голодеда. Видимо, после столкновения с автомобилем. От полученных травм животное скончалось. И в Бобруйске, и в Минске лоси то и дело появляются весной, когда молодняк уходит из–под опеки самок. Кстати, столица находится на пути их миграции. Как–то раз горожане заприметили сохатого на проспекте Рокоссовского. Другой неделю гулял в парке 50–летия Октября, еще один бродил по улице Алибегова, а потом спрятался на территории бывшего аэропорта «Минск–1». А однажды лось дошел даже до парка Челюскинцев!
— Похоже, ночью в парк забрел, а утром, когда началось интенсивное движение, уже не знал, куда деваться. Забился в один из уголков. И там жил, пока его не отловили, — вспоминает Григорий Янута, ведущий научный сотрудник лаборатории популяционной экологии наземных позвоночных и управления биоресурсами Научно–практического центра по биоресурсам НАН Беларуси.
И хотя, как правило, эти животные агрессии к человеку не проявляют, специалисты все же рекомендуют при встрече с ними держаться на удалении. Это первое. Ведь для животных город — стресс. Как поведут себя в такой ситуации — неизвестно. Могут даже атаковать. Особенно если травмированы... А второе — нужно сообщить о том, что увидели, в МЧС или инспекцию природных ресурсов. В Минске, к слову, есть постоянно действующая комиссия по оказанию помощи диким животным из представителей УП «Минское лесопарковое хозяйство», «Фауны города», Минского зоопарка, ученых, соответствующих служб районных администраций. При необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел.
— Решение об участии тех или иных специалистов принимается в зависимости от ситуации. Ведь одно дело, если животное просто запуталось: ему нужно помочь выбраться и отпустить. Другое — если ранено и нужна ветеринарная помощь. Четкий регламент действий есть на каждый случай. Вплоть до списка научных сотрудников, которые консультируют нас по млекопитающим, птицам, летучим мышам, рыбам, змеям и т.д., — рассказала Татьяна Шеменкова, начальник отдела государственного контроля за охраной и использованием земель, лесов, животного и растительного мира Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Бывает, даже после оказания помощи очевидно — на свободе животное уже не выживет. Тогда может быть принято решение о передаче его на содержание в неволе. Правда, тут необходим целый ряд мер: временный карантин, оформление ветеринарных документов... Поэтому в городе не раз поднимался вопрос о создании своеобразного реабилитационного центра или центра временной передержки животных.
К слову, лось, который сегодня живет в Минском зоопарке, — тот самый, что когда–то блуждал в парке Челюскинцев. А есть в столице сохатый, который обитает в дубраве рядом с улицей Академика Курчатова. Раньше их там было двое. Студенты приходили с ними фотографироваться. Но потом один лось погиб... Видимо, что–то не то съел, предполагает Алексей Апенок, начальник службы охраны леса Минского лесопаркового хозяйства:
— Прошлым летом нас вызывали. Мол, и второй лось погиб, лежит возле остановки общественного транспорта. Мы приехали, а он поднялся и пошел себе в лес. Почему и его из города не вывезли? Он не случайный гость, он всегда здесь жил. В таком случае можно и за 30 км животное отвезти, но оно все равно найдет дорогу домой...
Между тем
По соседству с нами обитают и другие представители дикой природы. В Минске, например, видели ласку и даже горностая, который занесен в Красную книгу. В лесопарковых зонах встречаются куницы: каменная и лесная. Специалисты говорят: при желании к ним можно подойти поближе, рассмотреть. Но на руки брать не стоит. Все же хищники: хоть и не видят в людях угрозу, могут проявлять признаки агрессии. И потом, если дикое животное забрело в город и подходит к людям — это первый признак того, что оно нездорово и может быть источником заражения. Куница, допустим, может заразить бешенством.
На небольших водоемах обитают бобры. Встречаются ондатры — в Минске их можно наблюдать у Свислочи. Реже — выдры. А вот американских норок минчане даже подкармливают. Впрочем, по словам Григория Януты, для любого дикого животного это скорее вред, чем благо. Ведь, привыкнув к людям, звери воспринимают их в дальнейшем как источник пищи. Перестают самостоятельно заботиться о пропитании.
dekola@sb.by
Лоси регулярно заходят в Минск, а один даже живет рядом с улицей Академика Курчатова
Лось здесь не пробегал?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.