– У сенсорно чувствительных детей возникают серьезные сложности с поведением и обучением. Но прежде всего давайте разберемся, что такое сенсорная интеграция. Данное понятие отражает то, как ребенок видит окружающий мир и ощущает себя в нем. Это бессознательный процесс, происходящий в головном мозге. Его можно сравнить с дыханием – ни взрослый человек, ни ребенок не задумываются, как в их легкие поступает и выходит воздух. Все мы просто дышим, верно? Ровно та же история и с сенсорной интеграцией.
Сенсорная интеграция организует получение информации об окружающем мире через разные каналы: зрение, слух, прикосновения, запах, вкус, ощущения тела, баланс – и наделяет получаемые ощущения значением, фильтруя и отбирая то, на чем нужно сконцентрироваться. Например, слушать учителя на уроке и не обращать внимания на уличный шум.Без правильного функционирования сенсорной системы невозможно благополучное сенсомоторное развитие. Так, ребенок может не ощущать некоторых частей своего тела, у него могут быть нарушены процессы выработки рефлексов, моторного планирования, восприятия входящей информации, ему может быть сложно удерживать равновесие.
Нарушение процесса обработки сенсорной информации – это нарушение способности пользоваться информацией, получаемой через ощущения. В этом случае нормальное функционирование в повседневной жизни затруднительно, поскольку у ребенка возникают сложности с развитием, поведением, а в дальнейшем и с обучением.
Когда детский мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации, ребенок не может реагировать осмысленно. Реакции на сенсорные стимулы бывают следующие:
- сенсорная повышенная чувствительность (ребенок слишком сильно реагирует на ощущения: воспринимает их как болезненные или пугающие);
- поиск сенсорных ощущений;
- сенсорная пониженная чувствительность (ребенок слишком слабо реагирует на ощущения, как будто плохо чувствует или не замечает стимулы).
Фото: freepik.com
Ранее мы писали о том, как помочь ребенку, который медленно читает.