В каких случаях при покупке техники для села на помощь приходит государство и что для этого нужно?
Почти 10 тысяч единиц техники для сельского хозяйства было приобретено в 2023 году. В частности, 1,6 тысячи тракторов (обновление парка — 4,5 процента), 829 зерноуборочных (10,8) и 134 кормоуборочных (3,9) комбайна. В 2024‑м закупки продолжаются. Для них уже изысканы источники финансирования в объеме более миллиарда рублей. Поскольку техника стоит недешево, то оплатить сразу полную ее стоимость сложно. На помощь приходит такой важнейший механизм, как финансовая аренда (лизинг) с государственной поддержкой. Обозреватель «СГ» популярно, как говорится, на пальцах рассказал о его применении на практике, экономических аспектах реализации в хозяйствах.
Крупнейшая компания, работающая в этой сфере, — ОАО «Промагролизинг». В этом году ОАО «Банк развития Республики Беларусь» выделяет ей 501,2 миллиона рублей на закупку сельскохозяйственной техники. Условия приобретения просты: первоначальный взнос, а в некоторых случаях и без него, затем рассрочка платежей с уплатой процентов, практически всех компенсируемых государством, на семь лет и пять месяцев, то есть 89 месяцев.Хозяйству для получения техники в лизинг надо предоставить пакет документов. Главное в них — это финансовое состояние и долговая нагрузка на организацию, учитывающая платежи по кредитам и предыдущим лизинговым платежам. На основе этого делается вывод, по силам ли хозяйству уплата ежемесячных платежей.
— Сначала проводится всесторонний анализ клиента, затем определяется размер авансового платежа, который может быть как 0, так и 10, 12, 15 процентов, допускается авансовый платеж до 40 процентов, — рассказала начальник управления по реализации государственных программ ОАО «Промагролизинг» Татьяна Сиваева.
— С чем связана такая разбежка?
— Лизинговая компания подходит к вопросу комплексно. Мы смотрим на возможность клиента вносить в дальнейшем ежемесячные платежи. Чем больше первый платеж, тем меньше платежи клиента в дальнейшем.
Рассмотрим экономический механизм лизинга для хозяйства с хорошим финансовым состоянием на конкретном примере. Самая популярная модель энергонасыщенного трактора МТЗ-3522 стоит 560 тысяч рублей с НДС. Казалось бы, небольшая сумма на 89 месяцев. Но надо помнить, что лизинговая компания берет в банках кредиты на приобретение техники. А они недешевые — около 13 процентов. Если их добавить к стоимости трактора, с учетом вознаграждения лизингодателю она значительно возрастет. За семь лет и пять месяцев дополнительно придется уплатить более 200 тысяч рублей. И вот здесь на помощь снова приходит государство. Оно берет на себя полную выплату банковских процентов.
— Первый лизинговый платеж клиента зависит от сроков изготовления и поставки техники, — уточняет Татьяна Сиваева. — И он также, в соответствии с нормами Указа № 146, компенсируется из республиканского бюджета. Далее лизинговый платеж клиента составляет около 10 тысяч рублей. Благодаря поддержке государства (субсидии) хозяйству остается оплатить порядка 6 тысяч, и каждый месяц этот платеж уменьшается.
А как быть хозяйствам, которым отказано в лизинге? Ведь обновлять технику надо. В Указе № 146 предусмотрено приобретение техники в лизинг для неплатежеспособных хозяйств. Какой механизм здесь? Татьяна Сиваева пояснила:
— С неплатежеспособными сельхозпредприятиями заключается такой же договор лизинга, как и с успешно работающими хозяйствами. Только в этом случае гарантами платежей выступают облисполкомы. Они вносят как первоначальные, так и ежемесячные платежи.
Конечно, в этой сфере, как и в любой другой, порой возникают проблемы. На совещании по развитию промышленности в апреле нынешнего года председатель Минского облисполкома Александр Турчин заявил, что сельскохозяйственные организации региона заинтересованы в приобретении энергонасыщенных тракторов МТЗ-3522, потребность — около 150 единиц. Однако есть проблема с расчетами за такую технику: «Указ № 146 позволяет брать в лизинг технику на комфортных условиях — на 7 лет и 5 месяцев под 2 процента годовых. Но после ужесточения подходов к рейтингованию часть сельхозпредприятий не могут брать технику в лизинг».
— Ужесточение требований связано с тем, чтобы более эффективно расходовать ресурсы, выделяемые в том числе и государством в рамках Указа № 146, — рассказала Татьяна Сиваева. — Через некоторое время поднятая проблема в Минской области была решена.
Это подтвердил первый заместитель председателя Минского облисполкома Василий Сысоев:
— Был выработан временный порядок покупки техники для неплатежеспособных хозяйств. В результате мы купили 149 энергонасыщенных тракторов.
При разговоре о техническом перевооружении практически всегда речь заходит о новых машинах. А вторичный рынок? Именно на него должны в первую очередь рассчитывать экономически слабые хозяйства. Но за этот сегмент еще толком не брались, он лишь в зачаточном состоянии. А между тем даже в более богатых государствах система продажи подержанной техники получила широкое развитие. Во многих западных странах бывших в употреблении тракторов реализуется в три раза больше, чем новых. Стоят они, как и другая техника секонд-хенд, значительно дешевле только что сошедших с конвейера.
Однако даже если и зафиксируется большое предложение бывших в употреблении, отремонтированных и вполне добротных машин, не факт, что будет достаточно покупателей. Поэтому некоторые специалисты предлагают распространить механизм лизинга и на часть сельхозтехники вторичного рынка. В планах РО «Белагросервис» вместе с другими заинтересованными организациями разработать проект нормативного документа, который позволит экономически слабым сельхозпредприятиям с помощью господдержки платить за восстановленную технику меньшими долями в течение большего времени.
Как оценивают идею эксперты? Татьяна Сиваева делится:
— Вопрос вторичного лизинга существует, и решать его нужно на государственном уровне. Но стоит отметить, что новые тракторы приобретаются тысячами, а восстановленные, полагаю, десятками.
Начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович дополняет:
— Если хозяйство слабое, оно не найдет на первоначальный взнос для трактора вторичного рынка ни 20 тысяч рублей, ни 10. Так что массового лизинга может не получиться. Поэтому более реалистично все-таки выглядит нынешний подход, когда предприятия агросервиса восстанавливают технику, а средние хозяйства, желая сэкономить, берут ее с рассрочкой платежей на несколько месяцев.
При встрече с руководителем экономически крепкого хозяйства спросил, пробовал ли он покупать сельскохозяйственную технику сразу за полную стоимость. Тот удивился: а зачем? Ведь современный энергонасыщенный трактор или зерноуборочный комбайн стоит порядка полумиллиона рублей. Сразу снимать такую сумму с банковского счета, даже если он увесистый, нет смысла. Гораздо выгоднее брать в лизинг. Причем даже менее дорогую технику. Недавно приобрели таким образом культиватор с рассрочкой платежей на 7 лет и 5 месяцев. Ежемесячные платежи за него будут практически незаметны.
Руководитель поблагодарил Президента за поддержку АПК в сфере технического обновления. Система лизинга с предоставлением субсидий из республиканского бюджета позволяет хозяйствам экономить значительные средства и направлять их на развитие предприятий.gedroiz@sb.by