Речь идет о реакции на постановления белорусского Правительства, касающиеся запрета на ввоз отдельных товаров через белорусско-литовский участок границы, и дополнение перечня товаров, запрещенных к реализации в нашей стране. Напомним, эти шаги наши власти предприняли в ответ на закрытие с 1 марта по инициативе литовской стороны двух пунктов пропуска — «Райгардас» («Привалка» — с белорусской стороны) и «Лаворишкес» («Котловка»). Зеркальный ответ, так сказать, на недружественные действия соседей.
На следующий день несдержанный на язык Габриэлюс поспешил заявить, мол, Беларусь самостоятельно наложила на себя дополнительные санкции.
«Они решили отказаться от продуктов, которые им, вероятно, нужны больше всего. На самом деле эти объемы из Литвы не очень велики для продукции, произведенной в Литве, но цены на нее все равно будут расти, этой продукции будет еще меньше», — цитирует Ландсбергиса агентство BNS.
Для полноты картины предлагаю оценить «глубокомысленный» вывод дипломата: в списке товаров, запрещенных к ввозу и для реализации и потребления на территории нашей страны, оказались воды, пиво, вина, вермуты, напитки прочие сброженные, спирт этиловый, уксус, шины и покрышки резиновые, одежда б/у и некоторые другие позиции. В дополненном списке товаров, происходящих из Литвы, — молоко и сливки сгущенные, фрукты и орехи, кофе, соки, все те же воды и уксус, колготы, гольфы и прочая чулочно-носочная номенклатура, отдельные строительные изделия, холодильники и морозильники…
И без чего из этого списка, хочется спросить у главы внешнеполитического ведомства страны-соседки, Беларусь никак обойтись не может?! Какие это жизненно важные колготы или глобально-стратегического масштаба архиважные покрышки так нужны нашей стране, что она собственноручно наложила на себя такие чудовищные ограничения?! Думается, господину Ландсбергису привиделось желаемое после изрядного употребления традиционных крепких литовских напитков (кстати, тоже из списка) с последующим выходом на национальный праздник — «похмелюнас». Ведь только в воспаленном мозгу могла родиться такая сентенция, особенно с мантрой для местных производителей, потерявших стабильный канал экспорта. Но политик не унимается и продолжает добивать. «Даже те небольшие группы товаров, которые раньше поступали в Беларусь, мы направим в другие места», — успокаивает своих производителей Габриэлюс, чему те слабо верят, понимая, что рынки сбыта сами собой не появляются — они завоевываются упорным трудом и безупречной репутацией.
А что до нас, ответьте сами себе на вопрос: что из этого списка критично для нашей страны?! Ни-че-го! Беларусь славится своим производством бытовой техники, занимает ведущие позиции в выпуске молока, серьезно конкурирует на рынке чулочно-носочной продукции… И далее по списку. А крепкие и не очень напитки… так оставьте их себе для убеждения собственного народа, что закрытие пунктов пропуска — благо для него, а не прямой убыток для кошелька (не секрет, что простые литовцы очень даже охотно пользовались возможностями белорусского безвиза, чтобы прикупить в нашей стране по дешевке топливо, лекарства, косметику и, что уж греха таить, вкусных и натуральных продуктов питания). Поэтому будучи подшофе, знаете ли, можно в любой, даже самой сумасбродной мысли убедить одурманенный народ.
Мы же со своей стороны продолжаем оставаться верны правилу: худой мир лучше доброй ссоры. Поэтому мосты сжигать не спешим и заявляем: не белорусская сторона делала первые шаги, направленные на ухудшение добрососедских отношений, и мы все еще готовы к диалогу.