Коронным видом Ларисы Петрик было не бревно, а вольные упражнения.
В Витебске она училась с первого класса — папу-десантника перевели на службу в город над Двиной, славный своей 103‑й воздушно-десантной дивизией. Отец Ларисы очень любил спорт и в десять лет (по нынешним меркам удивительно поздно) отдал дочь заниматься гимнастикой к молодому тренеру Викентию Дмитриеву (1930 — 2019). Викентий Дмитриевич переехал в Витебск из Ленинграда и воспитал на белорусской земле не одну чемпионку. Для советского тренера той хрущевской поры он был совершенно нетипичен — на гимнасток не орал, не шлепал по различным частям тела, своего добивался иными методами — тщательно, неспешно шлифуя чистоту гимнастических элементов.
Лариса Петрик и ее тренер стали знамениты на весь Советский Союз неожиданно и в одночасье. В декабре 1964 года, через два месяца после снятия Хрущева и Олимпиады в Токио, в Киеве проходил чемпионат СССР по спортивной гимнастике. Советская женская команда во главе с прославленными Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой выиграла в Токио золотые медали, в Киеве счастливые чемпионки соревновались практически в полном составе. Громкая слава Латыниной оставалась непревзойденной ровно 60 лет — только на Олимпиаде-2024 в Париже американская пловчиха Кэти Ледеки повторила ее рекорд в девять золотых олимпийских медалей для женщин.
И вот всю эту блестящую элитную компанию в итоге по сумме многоборья обыграла 15‑летняя витебская девятиклассница с рыжей челкой Лариса Петрик. Ее преимущество над Латыниной, которая тогда была вдвое старше, составило микроскопические пять сотых балла. Все было честно: Латынина на последнем снаряде не смогла получить необходимую для чемпионства оценку, а другая реальная претендентка, ровесница Петрик Наталья Кучинская, упала с бревна. Латынина после проигрыша девчонке из Витебска расстроилась так, что проплакала две недели.
В Витебске же 15‑летнюю чемпионку встретили огромной толпой с оркестром и бесценным по тем временам подарком от городских властей. Семье Ларисы, доселе ютившейся в коммуналке, выделили трехкомнатную квартиру, дабы всесоюзная знаменитость имела надежный тыл для будущих свершений.
Поражение Латыниной и Астаховой было еще и символично. Петрик, Кучинская и их ровесницы совершили в середине 1960‑х годов настоящую революцию в женской спортивной гимнастике, которая заключалась в невиданной ранее изобретательной сложности элементов. В недавнем интервью Лариса Петрик рассказала, что «мы убирали с повестки дня старую гимнастику с ее общеразвивающими упражнениями». Общеразвивающим отныне становилось удивление многомиллионной аудитории гимнастических болельщиков, число которых неуклонно росло с распространением спортивных телетрансляций.
Второй и главный звездный час витебской гимнастки наступил на Олимпиаде в Мехико в октябре 1968 года. Ее коронным видом были вольные упражнения — единственный в ту пору гимнастический вид, где выступления проходили с музыкальным сопровождением. «Холопка» и «Цыганочка» в исполнении Ларисы были неотразимым сочетанием высочайшего спортивного мастерства и природного артистизма. Очаровательная улыбка Петрик невольно заставляла западного зрителя сомневаться в традиционном пропагандистском образе СССР как страны угрюмых людей.
В гимнастическом зале «Аудиторио» в Мехико 19‑летняя Лариса получила три медали — бронзовую за упражнение на бревне и две золотые, в командном турнире и в вольных упражнениях. Личное золото Петрик разделила с большой гимнастической звездой из Чехословакии Верой Чаславской (1942 — 2016), на высшей ступеньке олимпийского пьедестала они стояли вместе.
Дело было спустя два месяца после ввода войск Варшавского договора в ЧССР, и после этого награждения укоренился миф о том, что чехословацкая чемпионка куда-то не туда смотрела во время исполнения советского гимна, якобы выражая тем самым протест. Сегодня Лариса Петрик рассказывает, как все обстояло на самом деле: «Чешки перестали с нами разговаривать. И не здоровались при встрече. Исключение составляла только Чаславска. Когда мы с ней вместе стояли на пьедестале, ожидая вручения золотых медалей за вольные упражнения, она меня поздравила и вообще всячески подбадривала. Да и потом мы с ней нормально общались».
Ларису после триумфа в Мехико ожидала теперь уже не всесоюзная, а всемирная слава. Поэт Николай Добронравов, бывший в группе поддержки советской команды в Мехико, посвятил ей по горячим следам восторженные строки:
Я знаю — зрители довольны,
Оваций слышен гул и гром,
Когда увидишь Петрик
в вольных,
То забываешь обо всем.
И меркнет техника
Чаславской,
Как меркнет тьма пред
светом дня,
Ты вся, как пламенная сказка,
Царица света и огня.
Но уже очень скоро стали сбываться совсем другие стихи, Владимира Высоцкого: «Лишь мгновение ты наверху...» Спортивная карьера двукратной олимпийской чемпионки Петрик закончилась, с точки зрения обожавших ее болельщиков, до обидного рано, в 22 года, в 1971‑м. Золотая медаль в командном первенстве на чемпионате мира 1970 года стала последним ее большим спортивным успехом.
Перевесила большая любовь всей жизни: под Новый, 1970 год Лариса вышла замуж за товарища по сборной москвича Виктора Клименко, ставшего затем в 1972‑м олимпийским чемпионом Мюнхена.
Истинное счастье самая известная гимнастка из Витебска обрела в семье с мужем и двумя сыновьями.Юрий Борисенок
rodina2001@mail.ru