![](/upload/iblock/037/037608edf2f29eb030d22d09b47dc825.jpg)
Мы узнали, что первой бетонке в Беларуси под 60 лет. И служит она, кстати, до сих пор — это трасса от Калинковичей до Пинска. Правда, ее приходится периодически латать. Но основа — бетон — служит так надежно, что хоть на самолете взлетай.
Позже, к Олимпиаде 1980 года рабочие освоили бетоноукладчики со скользящими формами. Трассу первой категории Москва—Минск—Брест возвели быстро. Большой объем на этой всесоюзной стройке лег на белорусских дорожников. Они использовали бетоноукладочный комплект ДС-110 брянского завода. Основание — из гравийно-песчаных смесей, укрепленных цементом. Постепенно строительство цементобетонных покрытий дорог увеличивалось. Только на выездах из Минска проложили около 1300 километров. Плюс на селе более 800 километров. В 1986-м одна из магистралей связала Могилев с Чаусами. Однако уже в 90-е годы трассы по такой непростой технологии перестали укладывать. Не хватало специальной техники, цемента.
Сейчас, после модернизации трех цементных заводов, поставки сырья уже не вызывают сомнений. А наши дорожники научились укладывать бетон по двум технологиям: немецкой и американской. Первым участком, где в качестве дорожного полотна использовали бетон, стал отрезок второй МКАД в районе минской Паперни в 2014-м.
В прошлом году покрытие из тяжелого бетона применили на Р-23 Минск—Микашевичи в Слуцком районе. Толщина усовершенствованного слоя поражает: 24 сантиметра. Дорожникам удалось добиться даже необходимых технологических тонкостей — таких как шероховатость верхней части. Тем самым увеличивается коэффициент сцепления колес с дорогой. Плюс бетона по сравнению с асфальтом — срок службы 25 лет. А это в 2,5 раза больше. Более того, по такому покрытию можно ехать на многотонной фуре независимо от погоды. Поэтому трассу Р-23 выбрали не случайно. Это одна из центральных связующих артерий. Ежедневно по ней передвигаются тысячи грузовиков. В том числе и транспорт «Беларуськалия» и «Гранита». После реконструкции здесь смогут ездить до десяти тысяч авто в сутки.
Всего в 2018 году запланирован текущий ремонт 650 километров дорог и 1,9 тысячи погонных метров мостов, капитальный — 16 километров дорог и 170 погонных метров мостов. Откроется магистраль М-6 Минск—Гродно. А вот М-3 Минск—Витебск сделают к концу 2020-го. Работы будут вестись также на трассе Р-80 Слобода—Паперня.
А что с сельскими дорогами? Из почти 87 тысяч километров дорог общего пользования 71 тысяча — именно местные. При этом, по данным на апрель 2017-го, около половины из них не ремонтировали 20—30 лет. Здесь укладчики не сидят сложа руки. В ближайшие годы отремонтируют семь тысяч километров. 50 процентов дорожного сбора останется в регионах и будет для этого использовано.
А вот что касается вашего, Юрий, вопроса, то, как рассказала нам пресс-секретарь Министерства строительства и архитектуры Евгения Филимонова, устройство дорожного покрытия в цементобетонном исполнении включает также местную сеть дорог, объекты в коммунальном хозяйстве, АПК. Для этого приобретена техника. Из бетона дорожники сделали подъезд к животноводческому комплексу могилевского СДП «Авангард», подъезды в частном секторе по улицам Тимирязева и Первомайской в Черикове.
Так что если покрытие требует ремонта, то средства для этого в конкретном районе, скорее всего, предусмотрены. Возможность колесить с ветерком по новой бетонной или асфальтированной дороге обязательно представится.
kovalev@sb.by