Слабый стул
Вот уже почти неделю Литвой запрещен провоз в российскую область-полуэксклав (у которой прямая связь с «большой землей» лишь по морю) товаров, попавших под санкции Евросоюза. В России на подобные действия отреагировали моментально. Глава комиссии Совета Федерации по защите суверенитета Андрей Климов в своем телеграм-канале заявил, что таким образом Литва «выбила стул», на котором сидела все эти годы в качестве страны — члена ЕС.С его мнением солидарен обозреватель портала Baltnews Илья Круглей:
— Трехсторонний договор ЕС — РФ — Литва оказался нарушен по вине балтийской республики. Она остановила почти половину грузов, идущих по железной дороге в Калининград. Теперь у России развязаны руки и есть возможность пересмотреть сегодняшние границы Литвы. Очень громкий и показательный жест со стороны балтийской страны.
Вот только за него Литва может расплатиться не высокими тарифами на отопление и электричество и даже не потерей остатков промышленности, а частью территорий и членством в ЕС и НАТО.
Звонок из обкома. Но вашингтонского или лондонского?
Вопрос отнюдь не праздный. И при всей геополитической близости США и Великобритании вызвал определенные споры у российских экспертов. Калининградский политолог Александр Носович заявил Baltnews:— Смысл такого шага со стороны Литвы — это провокация и выход на новый виток напряженности в Восточной Европе. Сейчас главная на Западе сила, заинтересованная в максимальной дестабилизации и росте ставок в Восточной Европе, — Великобритания. Моя гипотеза состоит в том, что решения о частичной приостановке транзита в Калининград были приняты по указанию из Лондона.
Активность британского премьера Бориса Джонсона и его демонстративные визиты в Киев — косвенное свидетельство тому. И все же другой аналитик, председатель структуры «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо считает:
— Сегодня США находятся в поиске любых тем в информационном поле, которые могли бы ослабить Россию. Литва действует в общеевропейском тренде антироссийской солидарности. Другое дело, что эта солидарность достигнута с помощью давления Вашингтона.
По сути, вся Прибалтика — это своеобразные шпионы США внутри ЕС. Они всегда выполняли дестабилизирующую роль внутри Евросоюза и будут это делать и сегодня.
Апорт, Литва! А порт?
Несложно догадаться, что одной из причин запрета калининградского транзита выступает и робкая надежда обратить внимание грузоотправителей из третьих стран на собственный порт в Клайпеде, пребывающий после прекращения транзита белорусских калийных удобрений в крайне плачевном положении. Однако губернатор Калининградской области Антон Алиханов уже заявил, что, нарушая трехсторонний договор, Литва может лишиться части территорий, в том числе Клайпеды. Естественно, вместе с тем самым портом, который до последнего времени обеспечивал существенную часть бюджета страны-лимитрофа. По данным портовой пресс-службы, в 2020‑м Клайпедский государственный морской порт перечислил в казну 25,3 млн евро налогов.Как бы то ни было, литовское правительство выходит на новый уровень противостояния, резюмирует аналитик, эксперт РОО «Белая Русь» Петр Петровский:
— Если раньше противостояние носило преимущественно экономический характер, то теперь напрямую затрагивает безопасность региона.
Литва обязывалась беспрепятственно пропускать российский транзит в Калининград. Разрыв этих соглашений нарушает статус-кво и угрожает безопасности Калининградской области. Фактически это сухопутная ее блокада.Что Россия может в данной ситуации сделать? По мнению белорусского эксперта, прежде всего попытается найти дипломатические методы. Однако их возможность ограничена.
— Поэтому будут использованы и иные инфраструктурные рычаги, — рассуждает Петр Петровский. — К примеру, можно отключить Литву от «розетки», исключив ее из БРЭЛЛ, — энергокольца, объединяющего Беларусь, Россию и страны Балтии. Это болезненная экономическая мера, которая непосредственно не ведет к военной эскалации с НАТО, но значительно ударит по и так испытывающей сложности кризисной экономике Литвы. Такая мера вынудит реагировать оторванное от реальности литовское правительство. Иначе уже простые литовцы подымут Науседу и Ко на вилы.
Юридический аспект
Решением ограничить калининградский железнодорожный грузовой транзит Литва нарушает целый ряд международно-правовых актов, затрагивающих обязательства не только самого Вильнюса, но и Евросоюза в целом. Основные из них:♦ Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года;
♦ Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС от 24 июня 1994 года;
♦ пакет совместных решений ЕС, РФ и Литвы 2002 — 2003 годов по гарантированному обеспечению транзита грузов и граждан РФ в Калининградскую область и из нее, вступивший в силу 1 июля 2003 года.
Что возила Калининградская железная дорога?
(за пять месяцев 2022 года, тыс. т)- жмыхи — 608,3
- уголь — 155,4
- нефть и нефтепродукты — 85,1
- стройматериалы — 71,3
- зерно — 70,7
- черные металлы — 1,7
Из комментариев китайских форумчан в 2021 году
♦ «Еще одна маленькая собачья страна, не знающая, когда надо тявкать».♦ «Если эта страна-козявка рассердит Россию, то она исчезнет».
♦ «Когда будут свергнуты правящие Литвой реакционеры, все проблемы будут решены».