«Все любят опал»
Живет человек одиноко и в бедности. Из собеседников только Бог и черный Котище. С первым нельзя увидеться, только поверить, что Он слышит тебя. Со вторым — проще. Он согреет теплой шкуркой и сделает вид, что разделяет твои мысли.
Странная эта женщина — Памела Кронки. Не молодая. Совсем не старая, хотя в пьесе ее называют старушкой. Возраста своего не говорит. Еще достаточно ловкая и сильная, чтобы обслуживать себя и других. Накопившая в себе что-то такое, что сделает ее центром притяжения для таких же одиноких и неблагополучных людей.
Пьесу «Дорогая Памела» написал американский драматург Джон Патрик в середине прошлого века. Ее полюбили во всех театрах мира за хорошо выписанные характеры и возможность поговорить со сцены о том, что страдания формируют душу, жизнь надо изменять в сторону добра и не ждать благодарности. Поверить здравым разумом в чудеса, происходящие в пьесе, никто не пытался. Специалисты даже назвали ее рождественской сказкой в лучших американских традициях.
В России ее ставили как музыкальную комедию или мелодраму. Поскольку в сюжете действуют мошенники, прижилось такое название спектакля: «Как бы нам пришить старушку». И мало кто вспоминал о том, что с английского языка пьеса переводится «Все любят опал». Опал — драгоценный камень, широко известный в ювелирном деле.
Вспомнил об этом известный актер и режиссер из Литвы Альгирдас Латенас. Вспомнил и основательно покопался в драматургическом материале, чтобы понять, при чем тут драгоценности.
Быль способна превратиться в сказку
Оказалось, что опал весьма загадочный камень, который якобы упал с небес, переливается, играет цветом и светом. Камень, приносящий удачу.
Это позволило совсем по-другому посмотреть на дорогую Памелу. Ее поступки нереальны и сказочны. Но почему бы не поверить в то, что исключительные отдельные люди, не из числа тех, кто всегда на виду, могут накормить, напоить чаем, полечить и поддержать таких же одиноких и неблагополучных, как ты сам? Многие в этом мире терпят жизненное фиаско. Кого-то море жизни прибило к ее кораблю. Доброта Памелы и вера в людей реально опасны для ее собственной жизни, но искренность ее доброты может изменить тех, кто был плох.
Проще всего при трезвости взгляда на нашу жизнь сказать, что так не бывает.
А что мешает, говоря известным штампом, «сказку сделать былью»?
Сказки выросли из были. Возможно, и быль способна превратиться в сказку.
Во время достаточно длинного спектакля публика успеет посмеяться, пролить слезу и задуматься.
Такой ход размышлений над драматургическим материалом привел к желанию режиссера Латенаса несколько лет назад поставить «Дорогую Памелу» в Каунасском драматическом театре.
Для исполнения главной роли он выбрал некогда известную актрису достаточно пожилого возраста, которая пережила инсульт, ушла из театра, вела замкнутый образ жизни и почти не разговаривала. Его старались отговорить от непонятного эксперимента. Латенас настоял на своем. Стал работать, и произошло чудо. К актрисе вернулась нормальная речь. Материал пьесы заставил ее пересмотреть свою жизнь. Она сыграла роль блистательно. Четыре года актриса играла этот спектакль, пока находились силы.
Если сочиненная драматургом история реально преобразила человека и продлила ему жизнь, значит, есть в этом не только выдумка, но и правда. Режиссер убедился, что философия Памелы должна распространиться на других людей и все сферы жизни, потому что зло наступает и с этим надо что-то делать.
Позитивная энергия спектакля
Государственный молодежный театр пригласил Альгирдаса Латенаса на постановку «Памелы» с его привычной проверенной командой: художник Сергей Боцулло, композитор Фаустас Латенас. Костюмы и световые эффекты доверили мастерам молодежного театра Виктории Тя-Сен и Сергею Озерану. Роль Памелы поручили заслуженной артистке Беларуси Наталье Онищенко. У режиссера и исполнительницы главной роли началось полное переосмысление пьесы в сторону нашей сегодняшней жизни. Актриса в расцвете сил и мировоззрение старушек пока не изучала. Кажется, что в репертуаре театра примерила на себя все женские проблемы. Умеет быть и комедийной, и трагической. Еще не пробовала столкнуться на сцене с невозможностью реализоваться в этом мире и показать щедро одаренную, богатую женскую природу, совсем не модную.
Идею невостребованности пришлось осуществлять, возможно, впервые. И убеждать в том, что духовно богатый человек обязан не отсиживаться в одинокой тишине, а реализовать себя в терпеливой помощи другим людям. Актриса и режиссер вдохновляются творчеством Чехова, уходят от бытовых подробностей. Немного шаманят. Некоторые чудеса могут показаться ожившими сновидениями, стремлением принять желаемое за действительное. Когда тебя много бьет жизнь, верить в людей трудно. Памела-Онищенко — красивая женщина, явно аристократического происхождения, могла бы озлобиться и стать равнодушной, но она, как на амбразуру, бросается всем помогать.
Доброта Памелы и вера в людей реально опасны для ее собственной жизни, но искренность ее доброты может изменить тех, кто был плох.
Позитивная энергия героини и всего спектакля не могла бы существовать в описанном автором грязном подвале, в разрухе, мраке и соседстве с мышами. Спектакль красив в своей нищете, как красивы костюмы действующих лиц. Они бедные, иногда рваные, но чистые и с признаками дорогой моды. Огромная комната с чердаком и подвалом, выбитой дверью хранит изящество и богатство огромной, почти дворцовой люстры.
Есть молчаливый и выразительный персонаж Кот. Артист Юрий Шеланков так умело водит это мохнатое создание, что ему могут позавидовать актеры театра кукол. Здесь есть характер, независимость, упрямство и преданность. Актер ухитряется, двигаясь по сцене, оставаться незаметным. Все внимание приковано к Коту.
Трое мошенников предстают в спектакле не прожженными негодяями, а людьми, потерпевшими крушение. Надо как-то устраиваться в жизни, которая выкинула их за борт. Их планы — убить Памелу, получить страховку — как-то очень несерьезны и окрашены юмором. Недаром все затеи срываются. Они втягиваются в атмосферу искреннего сочувствия, и весь комплекс чувств превращается в стыд и раскаяние. Сергей Шарангович, Анатолий Лагутенков, Ольга Роик находятся в заводном ритме существования с ироническим взглядом на мир и нестрашным нахальством.
Жанр стендап-комедия — это прямое общение со зрителями. Это лекарство против депрессии, не требующее рецепта. Здесь легкость, глубина и умение покорить зрителей своей энергетикой.
Фото minsknews.by