Но одно сочетание цифр запомнить нужно обязательно: 135797531. Зачем, спросите? Да затем, что если вы не знаете, что этот ряд цифр означает, вы и в Праге, считай, не были. А означает он следующее: в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5.31 заложен первый камень в мост, который до 1870 года назывался просто Каменным, иногда еще и Пражским. Франциск Скорина знал его под этими именами, а нам он известен именно как Карлов. Королю, я думаю, приятно.
Король Чехии и император Священной Римской империи германской нации Карл IV, имя которого увековечено в названии моста и памятник которому стоит у Староместской мостовой башни, как и многие люди в его время, увлекался астрономией, но еще больше астрологией и верил в магию цифр. Говорят, прихода такого магического ряда цифр он ждал 15 лет, после того как наводнение снесло предыдущий каменный мост Юдиты. Посмотрите на эти цифры еще раз — и легко заметите, что слева направо и справа налево они читаются одинаково. Магия. С ее помощью, верил Карл, архитектор Петр Парлерж, строители и измученные отсутствием моста жители Старого города и Малой страны (именно эти два района современной Праги он соединяет), стоять мост будет долго, да чего мелочиться — вечно! Возможно, сегодня где‑то на небесах и Карл, и Парлерж улыбаются счастливо: стоит! Не зря колдовали. Красивая легенда, которая давно считается правдой.
Однако историк искусств, проректор Карлова университета Ян Ройт ставит ее под сомнение или, если точнее, считает, что это только легенда: «В те времена никто бы не смог с точностью вычислить 5 часов 31 минуту утра. Они тогда вообще были рады, что время можно измерять хотя бы часами. Поэтому все эти нюансы, о которых говорят астрономы и астрологи, я не считаю достоверными». Но мы‑то, конечно, верим. Чем, если не магией, можно объяснить то, что мост стоит на своем месте уже без малого 662 года? Ну разве что яйцами.
Говорят, что 27‑летний Петр Парлерж, начав строить мост, который должен был простоять века и выдержать любое наводнение, искал состав скрепляющего раствора, который сделал бы мост и бессмертным, и бесстрашным. Не полагался, значит, только на магию, добавлю я от себя. И решил замешивать в раствор яичные белки. Одна Прага не могла удовлетворить строительный голод — король отдал распоряжение, чтобы яйца для столичного моста свозили со всей страны. В город потянулись повозки, и не было им конца до горизонта. Яйца разбивали и тут же замешивали на них известь и глину. Говорят, жители одного села не совсем поняли задачу и, побоявшись разбить хрупкий продукт в дороге, прислали яйца сваренными вкрутую. Но и они пошли в дело — на обед строителям.
Согласитесь, тоже хорошая история — и про молодого, но стремящегося увековечить свое имя (что ему удалось) архитектора Парлержа, и про новые, можно сказать, строительные технологии. Но вот ведь незадача: исследуя Карлов мост и раствор, которым его строители пользовались, ученые следов яиц не обнаружили, но нашли много других добавок: молоко, вино, пиво и даже следы творога, сахара, бычьей крови, мочи и желчи. Ну, как по моему скромному и ненаучному мнению, по этим следам вполне можно определить рацион строителей (которые, как мы уже знаем, с удовольствием съели целую повозку вареных яиц из села Вельвары).
Не обошлось, само собой, и без легенды о руке дьявола. Говорят, архитектор заключил сделку с Сатаной: в обмен на вечную жизнь для моста он согласился отдать рогатому первое живое существо, которое ступит на мост. А в день открытия увидел, что к мосту бежит его сын — еле успел схватить подвернувшегося под руку черного (а как же!) петуха и кинуть его сыну под ноги. Говорят, дьявол был в ярости, но ничего поделать не мог: уговор дороже души. Но лично я в эту легенду не верю. Потому что слышала точно такую же (слово в слово — и архитектор, и сын, и петух для дьявола) о каменном мосте в Регенсбурге. Это, кстати, самый старый каменный мост в Германии, его построили в 1135 — 1146 годах. Он тоже до сих пор стоит.
Но как бы там ни было, как бы ни развенчивали ученые легенды вокруг Карлова моста, люди идут сюда и идут. Есть у пражан чудесная традиция: каждый год в день рождения моста, 9 июля в 5 часов 31 минуту утра, они выстраиваются живой цепочкой по всей его длине (520 м) и говорят: с днем рождения! Стой долго! И он стоит.
В этом году началась реконструкция Карлова моста. Лет 20, говорят, продлится.
plesk@sb.by
Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.