Еще шесть лет назад Ил-2, легендарный самолет времен Великой Отечественной войны, лежал на дне озера Кривое в российском Заполярье. Подбитый в воздушном бою 25 ноября 1943 года и севший «на брюхо» на лед, он, казалось, нашел свое последнее пристанище на 17-метровой глубине (экипаж, к слову, смог спастись). Ан нет. Его нашли, подняли и – мало того – с исторической точностью восстановили. А затем заново научили летать. Первый полет, к слову, длился всего пять минут. Сегодня днем он – один из двух действующих подобных штурмовиков, прозванных «черной смертью», «летающим танком» и «бетонным самолетом» – коснулся взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта Минск.
– На Берлин летим, на авиасалон, – уточняет экипаж. Там пройдет авиашоу, которое впору называть историческим. Вместе с Ил-2 в полетах примут участие самолеты бывших противников и бывших союзников СССР в годы войны.
Небо затянуто тучами, однако, несмотря на определенную серость, Ил-2 все равно выглядит как с иголочки. Аж блестит. Даже не скажешь, что ему почти 80 лет. При этом, замечает летчик, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина Владимир Барсук, почти 70 процентов деталей в нем «родных», разве что хвостовое оперение пришлось заменить – оно было деревянным, поэтому в воде не сохранилось. Да двигатель хоть и 1947 года, но американский.
Летчики описывают свой сегодняшний маршрут. Из Калуги добрались до Брянска, после дозаправки перелетели в Минск (путь занял чуть более двух часов). Здесь они собираются переночевать и уже завтра через Польшу выдвинуться в Германию. А на обратном пути – совершить посадку и в аэропорту Минск-1, где штурмовик хотят показать всем желающим. Импровизированная презентация, к слову, должна была пройти вчера, однако помешал сильный ветер. Интересуемся у экипажа, с какими еще трудностями они сталкиваются при перелете.
– Основная – это, конечно, выхлопные газы, попадающие к нам в кабину. И вторая проблема, которую мы решали последние пять дней – это шум, не позволяющий вести нормальный радиообмен, – рассказывает Владимир Барсук.
Любопытный нюанс: чтобы пилотировать такой самолет, нужно быть настоящим асом. Он отнюдь непростой. Ведь все управление в нем не автоматическое, к которому привыкли многие современные пилоты, а механизированное. Ко всему прочему Ил-2 не имеет собственных навигационных приборов, поэтому летит в сопровождении биплана ТВС-2ДТС.
– Мы были заинтересованы в том, чтобы по пути на выставку в Берлин он приземлился и у нас, так как свою боевую деятельность эти штурмовики в 1941 году начали именно в Белорусском особом военном округе, – объясняет начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. – Только 27 июня произошло около 200 вылетов. Бомбили Могилев и Бобруйск, переправы на Березине и Днепре. Все было удачно до того момента, как немцы не перебросили одну эскадру (это примерно 120 самолетов Ю-88), чтобы уничтожить этот штурмовой авиационный полк. И практически за месяц 66 летчиков (естественно и самолетов) были сбиты. Героизм при этом наши авиаторы проявили высочайший. А в октябре 1942 года было издано постановление, где был и указ о награждении полка орденом Ленина. Командиру присвоили звание Героя Советского Союза, а 32 летчикам вручены ордена и медали за мужество и героизм. И это наша история!
Где еще можно увидеть подобный самолет? Предложения о его участии в различных авиашоу, рассказывают, получены не только из Германии, но и из Франции, Чехии, Великобритании. А до этого он был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2017. Участвовал и во всевозможных парадах. Вполне возможно, что его мы увидим и в небе над Минском 3 июля. Прибывший на встречу легендарного штурмовика премьер-министр Андрей Кобяков подтвердил: такой шанс есть.