Лучший пример — личный: на интервью главный тренер сборной Беларуси по хоккею Михаил Захаров бодро подкатил на велосипеде. И даже не запыхался. Вообще, принцип любого отчаянного практика «Делай, как я!» к Михаилу Михайловичу всегда был применим целиком и полностью. В бытность игроком Захаров бесстрашно лез в самую гущу событий, восхищая своим бесстрашием на льду, настырностью на пятачке и желанием победить любой ценой: его били, а он только злее становился. Неизменно оставался он в эпицентре событий, предпочитая слову дело, и став тренером. Вот и во время недавнего тестирования игроков сборной, когда вся команда снарядилась в 75‑километровый веломарафон, наставник не ехал с рупором впереди пелетона в уютной прохладе кондиционированного салона иномарки, а крутил педали, задавая темп. Спуртанув на финишном отрезке, будто не было за плечами десятков километров пути, Михал Михалыч опередил своих подопечных и выиграл. Что, зная его характер, вряд ли кого‑то удивило.
Команды Михаила Захарова — это всегда коллектив бойцов, нацеленный на максимальный результат. Есть основания полагать, что и на чемпионате мира — 2021, который примут Минск и Рига и до которого остается все меньше времени, наши ребята не ударят в грязь лицом. На Олимпиаде в Ванкувере 10 лет назад многие ведь тоже сомневались, что Захаров сумеет собрать достойную команду и дать бой. А сборная Беларуси между тем с тех пор, пожалуй, лучше никогда и не играла, выдав действительно яркий, запоминающийся и искрометный хоккей.
— Времени для подготовки к Играм было немного, — вспоминает Михаил Захаров, — я возглавил сборную в ноябре, а в феврале уже сражались на льду Ванкувера. Но ребята — молодцы, выглядели очень достойно. Знаете, во время нынешнего вынужденного простоя многие пересматривали те матчи. Я общался с Лешей Калюжным, Костей Кольцовым… Костя позвонил, говорит: «Михалыч, я и не предполагал, что мы со шведами настолько здорово выглядели, такой бой дали…»
— Тогда было проще сформировать сильную команду?
— Не сказал бы. Единственное, сейчас нет такой солидной вратарской линии, как Мезин и Коваль. Но мы надеемся на Тэйлора, на Брикуна, на молодых Шостака и Кульбакова. Верю: ребята не подведут.
— Вас радуют разговоры о плеяде талантливой молодежи, которая скопом рванула в заокеанские юношеские лиги: о Протасе, Оксентюке, Колячонке, Соловьеве?..
— Перед декабрьским минским молодежным чемпионатом мира в дивизионе 1А про них столько говорили, будто чуть ли не хоккеисты НХЛ приехали уровня Костицына и Грабовского. А результат оказался плачевным. Впервые в истории на домашнем льду наша молодежка заняла итоговое, третье место. И это при такой поддержке и при таких условиях, которые им были созданы!
— Но вы же не станете спорить, что потенциал у этих пацанов есть?
— Я не знаю. Не вижу! Потому что с ними не общаюсь, они не приезжают на сборы. Вот у Артема Жука и Кирилла Петькова потенциал есть, об этом могу уверенно сказать. С ними разговаривал, видел в деле. У Шостака есть. А у этих — не знаю. Если ребята играют где‑то в Америке — это ведь еще ни о чем не говорит. Главное, как они проявят себя в команде.
— Свой шанс они получат?
— Мы всегда приглашаем их на сборы, только не можем никак дождаться — вот в чем проблема. Не оказалось их и на прошедшем тестировании. В два дня можно было уложиться, но у них не получается. Я вспоминаю Руслана Салея. Он сам летом в Минске проходил медосмотр, тестировался, собирал все результаты, анализировал… Это профи. У Кольцова спрашиваю — он так же делал. Костицыны в период выступления в НХЛ летом с «Юностью» в режиме двухразовых тренировок занимались.
— Вы уже представляете, как должна выглядеть сборная Беларуси на чемпионате мира — 2021?
— Однозначно.
Но проблема в том, что мы этой весной не играли вообще — ни товарищеских матчей, ни в чемпионате мира. И тот состав, который у меня сформирован в голове, он пока даже на льду ни разу не появился.
— Но свою команду вы четко видите уже сейчас?
— Конечно! Каждую пятерку. Но это не значит, что все места уже забронированы — каждому предстоит выдержать немалую конкуренцию.
Сборная Беларуси по хоккею на летнем тестировании физической подготовки. Впереди Александр Когалев, за ним — Евгений Лисовец.
— За 10 лет, которые прошли после Олимпиады в Ванкувере, мы пролетели мимо двух Олимпиад, умудрились вылететь в дивизион рангом ниже и насилу оттуда выбрались. В общем, потрепало нас здорово. На ваш взгляд, где и когда мы свернули не туда?
— Главная беда — детский хоккей. Простой пример. В 1970‑х в Минске было 900 тысяч жителей и две полноценные хоккейные школы — СДЮШОР‑12 и «Юность». Прошло 50 лет. Теперь у нас 2 миллиона населения, а количество школ? Снова две: «Динамо» и «Юность». В первой 520 учеников, во второй — 530.
— Три. СДЮШОР‑12 осталась. Из ее стен, кстати, выпорхнули на большой лед Руслан Салей, Илья Шинкевич, Егор Шарангович. Плюс несколько частных школ…
— Три воспитанника за 44 года существования. И ни катка собственного, ни раздевалок… А в одном только Санкт‑Петербурге 10 тысяч занимающихся хоккеем!
— Это вдвое больше, чем у нас во всей стране. Выходит, неудивительно при таких раскладах, что лучшим хоккеистом Беларуси прошедшего сезона почти на безальтернативной основе стал Андрей Костицын, которому стукнуло 35 лет?
— Давно пришла пора и в футболе, и в хоккее, как и в других игровых видах спорта, принять жесткое решение: 50 процентов игроков в составе — собственные воспитанники. А в хоккее однозначно. Тем более что сегодня в чемпионате выстроена такая система, которая легко позволяет это сделать: клубы поставлены в равные условия. Есть потолок зарплат. Работай! Развивайся! В некоторых шведских командах цифра собственных воспитанников до 75 процентов доходит, потому и отдача есть. А у нас я задумал собрать олимпийскую сборную до 25 лет, стал анализировать: кандидатов нет. Не из кого команду собрать! Где игроки из Гродно, из Новополоцка? А вот Пинску надо сказать спасибо: четверо воспитанников школы сегодня представлены в сборных разных возрастов. Из Гродно, для сравнения, всего два. И что удивительно, когда ввели новшество — обязательное присутствие в составе четырех молодых хоккеистов, все высказались «за», кроме «Немана». Хотя Гродно — это вообще отдельная история.
— Поделитесь.
— В прошлом чемпионате «Неман» грубым образом нарушал финансовый фейр‑плей. Мы проверяли, ни один другой клуб подобных махинаций себе не позволял. Все договорились жить по одним правилам, а тут чистой воды обман… Такие схемы закрутили!
— К слову, в чемпионате страны по футболу, когда заговорили об обязательном введении в состав одного молодого игрока, взбунтовался не один клуб, а почти все.
— А вот им‑то бунтовать как раз вообще неэтично. Я так скажу: если в футболе установят такой же потолок зарплат, как в хоккее, тогда будет интересно. Не бунтовать нужно, а работать. Не смогли вырастить одного молодого футболиста? Так воспитывайте! Поднимайте детские школы. В «Слуцке», как мне сказали, 10 легионеров в заявке! Так откуда возьмутся игроки для сборной?
— В хоккейной сборной тоже ожидается шесть натурализованных североамериканцев. Форварды Джефф Платт, Шейн Принс и Франсис Паре, защитники Ник Бэйлен и Джо Морроу, вратарь Дэнни Тэйлор. Не многовато? 10 лет назад на Играх в Ванкувере не было ни одного…
— А это и есть показатель работы детских школ и состояния нашего хоккея прямо сейчас. Вы посмотрите на результаты детских соревнований. До внесения изменений в регламент детских соревнований два явных лидера «Динамо» и «Юность» всех обыгрывали по 15:0, 20:0… Как может команда из Бобруйска, где созданы идеальные условия для развития, уступать 0:17? Для чего тогда все это строилось? Почему тренеры не ходят по школам, не ищут детей, не агитируют, как это было раньше? Мне непонятно: есть катки, но нет хоккеистов. Вот в чем проблема.
— Но вы, как я вижу, все равно сохраняете оптимизм?
— Конечно! А как иначе? Задача поставлена — на домашнем чемпионате мира нужно попадать в восьмерку — надо ее решать. Это будет исторический результат, между прочим. За последние 10 лет лучшим местом среди сборных, которые только вышли в элитный дивизион, было 13‑е место Великобритании. Выше пока никто не забирался.
— Дай бог, чтобы у вас получилось. Когда, кстати, болельщики смогут увидеть нашу сборную в серьезном деле?
— В состоянии, максимально приближенном к боевому, 16 мая. За пять дней до старта чемпионата мира в «Минск‑Арене» сыграем контрольный спарринг с национальной сборной России. А до этого — в декабре. Постараемся собрать в Минске боевой состав. Сразимся с олимпийской сборной России, Казахстаном и Австрией. Работаем каждый день, вопросов и задач, которые нужно решать, очень много…
s_kanashyts@sb.by
Михаил Захаров - о домашнем чемпионате мира, составе сборной Беларуси и детском хоккее
Лед просит огня
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.