Для Марины Зуевой, как и для всех остальных, прошедший сезон был непростым. Она давно входит в пул главных конькобежных скороходов планеты, на Олимпиаде в Токио дважды входила в топ-10 и, казалось, продолжит набирать скорость. Так в итоге и случилось — результаты Зуевой росли, однако выступать пришлось исключительно на внутренних и российских стартах. Обидно, но так уж распорядилась жизнь. Мы поговорили с ведущей белорусской конькобежкой о недавнем прошлом и постарались заглянуть в ближайшее будущее.
— Что произошло, почему работали без команды?
— После Олимпиады решила остаться со своим тренером, который перестал быть главным в сборной страны. Готовилась с ним, а все остальные выбрали других наставников. Произошло разделение команды, с которой отношения в данный момент не поддерживаю.
— Но ведь на тренировках необходимы спарринг-партнеры, это аксиома!
— В этом была основная сложность. Трудно поверить, что конькобежцы могут тренироваться по одному, но это так. Ситуация потребовала от меня очень сильной внутренней мотивации. Конькобежцы всегда тренируются в группах, кроме шведа Нильса ван дер Пула. Его пример очень помог. Нильс — двукратный олимпийский чемпион — 2022 на дистанциях 5000 и 10 000 метров (с мировым рекордом). После второго олимпийского триумфа он опубликовал в интернете свою книгу «Как я победил», посвященную как раз индивидуальным тренировкам: ван дер Пул два года занимался один. Мы с тренером изучили этот материал, адаптировали его под себя и поняли, что так тоже возможно.
— В целом как оцените для себя минувший сезон?
— Как успешный. На чемпионате России завоевала три золотые медали (на дистанциях 3 и 5 километров, а также в массовом старте), а это был для меня основной старт. На «Минск-Арене» плюс к этому показала свой лучший результат на 5000 метров. Выступила стабильно, не было ни скачков, ни провалов.
— В одном из интервью вы сказали, что не умеете отдыхать, и произнесли парадоксальную фразу: мне хорошо, когда мне плохо. Вам сейчас хорошо или плохо?
— Имела в виду, что отношусь к типу спортсменов-мазохистов, которые любят мучить себя нагрузками. Буквально убиваю себя на тренировках, но в этом процессе выживания и преодоления чувствую, что расту. И вот тогда мне становится хорошо.
— Вы выросли за прошедший сезон?
— В ментальном плане точно.
— Насколько непросто для вас было оказаться в международной изоляции?
— Очень тяжело. Крупные старты питают, дают мотивацию. Первые месяцы, признаюсь, вообще не могла найти ответ на вопрос: зачем? Для чего продолжать заниматься, к чему эти изнуряющие тренировки? Стало неинтересно. Но с каждым днем находила новые задачи, придумывала идеи, ставила цели. Таким образом отвлекалась и как-то пережила.
— Чемпионат мира смотрели?
— Пыталась. Сперва с воодушевлением, а потом начала злиться. Внутри все закипало от того, что не могу быть там. Поэтому в итоге просто выключила трансляцию и старалась об этом не думать.
— Сорока на хвосте принесла, что вы собираетесь в Китай. Это правда?
— Сразу скажу, что продолжу представлять Беларусь, речь о смене гражданства не идет. В Китай уже уехал мой тренер, там сильная стайерская команда. Хочется попробовать что-то новое. Понимаю, что это непросто, но получить такой опыт интересно. На Кубке мира выступать, конечно, все равно при нынешних обстоятельствах не получится, но зато смогу бегать в местных стартах, приезжать на соревнования в Беларусь. Пока, впрочем, этот вопрос висит в воздухе.
— Сейчас много говорят о том, чтобы допустить российских и белорусских спортсменов к международным турнирам в нейтральном статусе, без национальной символики. Для вас такой вариант приемлем?
— Я очень эмпатичный человек, чувствительный. Могу смотреть на флаг, слушать гимн, держаться рукой за сердце и представлять, думать… Это очень личные, внутренние переживания. Для спортсмена нет большей награды, чем стоять на пьедестале и слушать гимн: это мощная мотивация. Но если допустят без флага и гимна, нужно выступать — все и так знают из какой мы страны.
— А как вы считаете, достаточно ли в Беларуси делается для развития спорта и поддержки атлетов в нынешних условиях? Можно ли сказать стране за это спасибо?
— Государство в этом плане делает много: создаются условия, чувствуется поддержка. И мы, опытные спортсмены, должны личным примером показывать молодым, что даже в таких непростых обстоятельствах можно сохранять мотивацию и продолжать тренироваться, прогрессировать и побеждать. За себя могу сказать, что это мой личный вклад в развитие спорта в стране.