Врач рассказывает, как уберечь ребенка от «электросамокатных» травм

Лечу куда хочу?

На чем только не ездят люди по тротуарам. Выбор, кажется, ничем не ограничен — электросамокаты, гироскутеры, электроскейтборды, сегвеи, моноколеса... Да, совершенно законно и даже удобно. Но при этом по-прежнему опасно. Ведь наряду с адекватными и ответственными пользователями в прокат и собственность такие штуки берут безбашенные гонщики и крутые лихачи. Прибавьте сюда объективные причины: ямы, колеи, проломы покрытия и еще адреналиновый кураж. И вот самокатчик уже летит в одну сторону, а его резвый электроконь в другую.

Двое на одного

С последствиями травм самокатчиков часто приходится разбираться в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. А когда вопрос затрагивает травматизацию детей и подростков, градус волнения поднимается значительно выше. Пора поговорить об этом прямо сейчас.

— Надо понимать, что дети в отличие от взрослых не настолько остро чувствуют опасность, — обращает внимание врач-нейрохирург центра Александр Корень. — В их психике не до конца сформирован инстинкт самосохранения из-за недостаточного жизненного опыта. При этом желание попробовать новое огромно. Ребенка захватывает скорость, он мчится на электросамокате вперед, не видя препятствий.


Несмотря на запрет, подростки продолжают ездить на электросамокатах по двое, при этом умудряются баловаться — им весело. Тем временем внимание еще больше рассеивается. А как дети летают по тротуарам наперегонки! Какая уж тут осторожность?

К слову, довольно часто травмы происходят при катании во дворах и при пересечении проезжей части. В последнем случае дети игнорируют правило переключать движение до скорости пешехода и продолжают ехать. С «разбега» в 25 км/ч могут врезаться в проезжающий автомобиль. Свежий случай: 14‑летняя девочка на электросамокате врезалась в выезжающий с парковки автомобиль. Отвлеклась на звонок телефона. Как итог — потеряла сознание, получила ссадины. Какое-то время даже не помнила, что с ней произошло. Но в этом случае буквально чудом удалось отделаться только испугом.

«Водила, плати»

Более серьезный случай произошел с 13‑летним подростком. Родители подарили ему самокат. Правда, купить — купили, а объяснить, как им правильно пользоваться, видимо, не удосужились. Врач делится:
— Ребенок, переезжая дорогу на красный (!), въехал в движущийся автомобиль. Потерял сознание. Прохожие поспешили на помощь, вызвали скорую, позвонили родителям. Каким, думаете, было их поведение? Только агрессия в адрес водителя машины. Ребенок, видя настроение взрослых, также был уверен, что ему, цитирую, «водила обязан заплатить за ремонт самоката». Вот такие дела...
Касаемо состояния здоровья парня, у него был перелом руки, сотрясение мозга, ссадины. Пациенту сделали рентген, УЗИ брюшной полости, КТ головного мозга. Получив помощь, подросток на своих ногах ушел домой. Но научит ли его чему-нибудь этот инцидент? Маловероятно.

Не снимать с себя ответственность

Александр Корень убежден, что медиа и ГАИ ведут хорошую профилактическую работу. Но заметного снижения случаев травматизации все равно нет:

— В чем я вижу решение проблемы? Прежде всего в повышении уровня осознанности и ответственности самих родителей. Это их работа — научить, предостеречь, показать детям, как правильно себя вести. Нужен максимальный контроль и четкий инструктаж ребенка. Причем не в теории, а на практике. Просто уделите этому время.  
Пройдите какой-то маршрут с сыном или дочкой, покажите, на что именно стоит обращать внимание на дороге, какие потенциальные опасности возможны, что может отвлечь внимание: выбежавшая лающая собака, звонок мобильного, сирена автомобиля.
Также именно родители должны пояснить: спешка может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь как рассуждают подростки? Быстрей домчу, меньше заплачу за прокат — сэкономлю, ведь оплата услуг шеринг-сервисов рассчитывается поминутно. Но такая торопливость буквально угроза жизни.

Главная задача в предупреждении травм у подростков — адекватный родительский контроль еще до возможных прецедентов, а не после того, как ребенок попал в клинику с переломами.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Напомним, как максимально ответственно и безопасно использовать средства персональной мобильности:

♦ не разгоняйтесь свыше 20 км/ч, даже если ресурс вашего самоката больше;

♦ везде, где возможно, используйте велодорожки;

♦ в людных местах, где пешеходы создают толпу, спешивайтесь;

♦ не делайте крутые виражи, не бравируйте;

♦ во время движения не используйте наушники — оценить реальную ситуацию на дороге помогает любой внезапный звук;

♦ проезжая пешеходную часть дороги, снижайте скорость до 5 км/ч или сойдите с самоката.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter