После того как Латвия стала независимой страной, первый закон, который принял парламент, — закон о негражданах, поделивший русских и латышей на «белых» и «черных». Об этом в программе «Марков. Ничего личного» на ОНТ напомнил латвийский журналист, публицист, редактор Юрий Алексеев. Он отметил, что к нелатышам в стране относятся, мягко говоря, не очень дружелюбно.
Фото: скриншот видео
По словам гостя эфира, в Латвии в начале 90-х ввели экзамены на знание латышского языка с шестью градациями:
— Есть специальные инспекторы, которые ходят и проверяют, насколько хорошо по-латышски говорят, например, продавцы в магазинах. В Латвию два года назад начали приезжадть украинские беженцы — в общей сложности страна приняла 60 тысяч. Они говорят на русском. А для того чтобы работать, даже дворнику надо иметь удостоверение на соответствующее знание латышского языка — наверно, чтобы разговаривать с листьями, которые он убирает сейчас, осенью. Украинским беженцам разрешили какое-то время работать без знания языка, дали им «жовто-блакитныя» значки. В моем районе работали две кассирши с такими значками. На моих глазах подходит напыщенная тетушка: «А почему вы не говорите по-латышки?» Через полгода эти кассирши исчезли — магазин забросали жалобами: каждый день по пять жалоб, по словам хозяина.
Горячие головы в Латвии выступают за то, чтобы запретить русским школьникам на переменах разговаривать по-русски, упомянул еще об одном курьезе Юрий Алексеев.
— В Латвии две национальности: латыш и нелатыш. Украинцы, белорусы, татары, русские, узбеки — это всё русские, нелатыши. Это глубоко ксенофобская страна, честно могу сказать, — поделился он своим мнением.