К 2050 году в океанах будет плавать больше пластика, чем рыбы, строят неутешительные прогнозы экологи. Что делать?
Да, конечно, Беларусь — не морская держава, киты гибнут не от нашего неперевариваемого мусора и в стране пока только всполохи экологической грозы. Дворы и улицы не наводнили потоки пластических масс, мусоровозы каждое утро потрошат наполненные контейнеры и увозят их содержимое на свалки, только остатки пакетов, пачек, бутылок, вывалившихся во время погрузки, носит ветер, но дворники потом их собирают. Может, из-за относительной чистоты мы воспринимаем надвигающуюся опасность несколько абстрактно. На прошлой неделе завершилось общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров, предлагающего вдвое повысить плату за производство или ввоз одноразовой упаковки и отдельных товаров из пластика для производителей и импортеров. Разгорелась серьезная полемика. Нововведение, предполагают разработчики документа из Минжилкомхоза, поможет стимулировать сокращение заполоняющих мусорные корзины и свалки полимеров, быстрее находить альтернативу привычным решениям. Производители — против.
Как известно, белорусские предприятия и импортеры платят за использование пластиковой упаковки и изделий по принципу расширенной ответственности. «Оператор вторичных материальных ресурсов», занимающийся организацией раздельного сбора, переработкой вторсырья, продвижением сортировки и минимизации отходов среди населения, получит больше денег, которые потом направит… Вся загвоздка — куда?
В комментариях на форуме Национального правового портала — резко отрицательное отношение к новации. Союз «Гильдия пивоваров», Ассоциация европейского бизнеса, Глубокский молочно-консервный комбинат, Туровский молочный комбинат, ОАО «Лидское пиво» и другие высказали свое несогласие. Главные аргументы: сбор уже повышали в два раза, но экология от этого не выиграла. В конечном счете за все платит потребитель.
Против увеличения экосбора за ПЭТ выступило ОАО «Пивоваренная компания Аливария». Даже при текущей ставке (180 рублей за тонну ПЭТ) она выше российской (3844 российских рубля за тонну) более чем на 30 процентов. При увеличении платы до 360 рублей превысит российскую в 3 раза, что сделает белорусское пиво неконкурентоспособным на рынке ЕАЭС, приводит расчеты менеджер по корпоративным коммуникациям Алла Летяго: «Только наше предприятие отчисляет ежегодно более миллиона рублей экосбора за упаковку. Дополнительные затраты снизят эффективность работы предприятий. Только по нашему снижение поступлений в казну по налогу на прибыль составит 75 тысяч рублей».
В этом споре, что-то мне подсказывает, истина никак не посередине. Химия ворвалась в нашу жизнь, создав многие блага, за которые однозначно надо платить. Химия же, биология или другие науки и должны помочь найти альтернативу.
В чем же она? Разобраться помогли на предприятии в Логойске, наладившем производство нового вида продукции — полностью разлагаемых пакетов. Попав на полигон бытовых отходов или в компостную яму на огороде, через год они полностью разложатся на воду, углекислый газ и биомассу. Сырье для экопакетов — специальные гранулы, состоящие из кукурузного крахмала.
Бизнес, как всегда, первым реагирует на запросы общества. В мире давно занимаются проблемой замены синтетическим полимерам. В век интернета и развитых международных связей узнать о технологии не составляет труда. Группа компаний Kinglet, одна из которых выпускает полиэтиленовые пакеты, пыталась создать производство кукурузной пленки собственными силами, но не получилось. Нашли партнеров в Италии, они помогли наладить оборудование.
Кукурузные гранулы тоже закупают в Италии — белорусские и российские производители пока не выпускают такое сырье. Не потому что наша ученая
мысль отстала или мы такие неумехи — рынок раньше не требовал. К примеру, специалисты Московского института стали и сплавов научились делать разлагаемый пластик из крапивы. Компания «Крапива пласт» создала композитный материал, из которого можно делать, например, палочки для размешивания кофе, бейджи и даже оправы для очков. Как говорится, лед тронулся.
Специфика этого сырья в том, что в отличие от обычного полиэтилена его изготавливают заводы только под конкретные заявки. Потому что, как и биопакет, товар имеет конкретный срок эксплуатации, сырье — товар скоропортящийся. На складе его долго держать нельзя, объясняет главный технолог ООО «ЛогоПолимер» Валентин Комель: «В месяц можем выпускать 250 миллионов пакетов — хватит для всей страны. Кстати, на такое количество понадобится примерно 400 тонн кукурузного крахмала. Спрос будет зависеть от того, как воспримет эту продукцию общество. Если она будет востребована, то соответственно мы готовы ее производить. Мусорные и фасовочные пакеты, майки».
СПЕЦИАЛИСТЫ не склонны демонизировать пластик. Сам по себе, не разбросанный по земле, в воде, он безвреден. Аккуратно сложенный, спрессованный, а потом идущий в переработку для изготовления других изделий. Главное — правильная организация и сбор отходов, в один голос утверждают на предприятии. Директор «ЛогоПолимер» Сергей Восьпяков дополняет:
— Но максимальная эффективность от нашего продукта будет достигнута в том случае, если будет принята программа ЖКХ по правильному сбору и утилизации этих отходов. Потому что основная задача в борьбе за экологию все-таки сбор и сортировка отходов.
Пока предприятие работает для нескольких ритейлеров под заказ. Понятно, что добровольно сети не будут переходить на этот вид пакетов, потому что продукция дороже из-за недешевого импортного сырья. Как бы мы с вами ни хотели, платить за нее будет потребитель.
Удешевить можно, выпуская собственное. Такая возможность у нас имеется, но есть ли необходимость? «Европейцы к этому шли годами. Компания, с которой мы сотрудничаем, уже более 20 лет на рынке и выпускает биопластик. У нас в Беларуси тоже пытались что-то делать в этом направлении, но так как продукция была не востребована, то программы сворачивались. Да и чтобы предприятие было эффективным, нужны большие объемы, что наш рынок не сможет переварить», — вводят в суть проблемы специалисты.
Большое значение имеет формирование культуры потребления у жителей: как мы сортируем отходы, способны ли жертвовать своим рублем ради
экологии. Стоит напомнить: к 2021 году Евросоюз полностью запретит производство и реализацию одноразовых изделий из пластика на всей его территории. Всего того пластика, который моментально оказывается на свалках. В том числе любого оксоразлагаемого, содержащего добавки, что разбиваются на мелкие составляющие и распространяются по биосфере. Вступление в ВТО подтолкнет и Беларусь к более строгим экологическим правилам.
Функционирующая сейчас в республике система сбора вторресурсов включает около 420 организаций ЖКХ, ГО «Белресурсы», без ведомственной подчиненности, потребкооперации, индивидуальных предпринимателей. Из них больше половины в ведомстве ЖКХ и Белкоопсоюза. В прошлом году все собрали 85,8 тысячи тонн пластика — почти 1400 вагонов. Обнадеживает, что по сравнению с 2012-м сбор полимерных отходов больше чем вдвое. Но проблем хватает. Не всякий пластик можно переработать, его надо правильно сортировать — в соответствии с установленной маркировкой, очищать.
Чем стимулировать людей участвовать в важном деле? В Несвиже, например, собранным вторсырьем можно рассчитаться по квартплате. В ЖКХ работают два стационарных приемных пункта и два передвижных. За сложнобытовую технику платят по 10 копеек за килограмм, такая же цена отходов стекла и макулатуры, пластмассы — 15 копеек. Пластик легкий, и заработать на нем, как на металлоломе или стекле, трудно. План выполняют хозяйства и предприятия. Задание по сбору вторсырья трудное, но выполнимое. Доведен госзаказ — 250 тонн макулатуры, 412 тонн стекла. Надо собрать 45 тонн старых шин, 60 тонн полимеров, 60 тонн металлолома, 30 тонн сложнобытовой техники.
На полигоне установлена линия досортировки. Ей уже 20 лет, приходится ремонтировать, но доход приносит. Разделять отходы, которые доставляют мусоровозы, приглашают безработных через центр занятости. Для рабочих установили вагончик, где можно переодеться, отдохнуть. Они сортируют мусор, наполняя мешки бумагой, полиэтиленом, стеклом, металлом, а потом сдают ЖКХ по установленным расценкам. В месяц зарабатывают по 150—250 рублей.
Заместитель директора по производству УП «Несвижское ЖКХ» Владимир Саранцев склонен все же упор делать на воспитательном моменте:
— Сознание у людей разное. Если кому-то не надо 8—10 рублей, то он бросает в контейнер все что попало, а коммунальщикам потом приходится сортировать. Для других сдача вторсырья — какой-то приработок. Небольшой процент жителей собирает мусор раздельно из экологических побуждений. Вы знаете, почему в Австрии вообще нет отходов? Там, если, скажем, в контейнер для стекла попадает бумага, для начала вешают табличку, что не опустошат емкость до тех пор, пока лишний мусорный элемент не переместят куда положено. И неважно, что контейнер битком набит. Потом в многоквартирном доме штрафуют всех жильцов подряд. За оставленную бутылку из-под воды или брошенный окурок полицейский выпишет штраф в 90 евро. Еще более суровое наказание ждет тех, кто пренебрегает правилами утилизации мусора. Детей приучают к порядку с детсада. Студентов несколько раз в месяц отправляют на уборку города, а профессия сборщика мусора считается достаточно престижной. Мусор, не подлежащий переработке, сжигают.
Количество извлечения вторичных материальных ресурсов из отходов в Несвижском ЖКХ — 22,9 процента. В прошлом году по республике этот показатель составил 20, в этом планируется довести до 22,7, а в 2020-м до 25 процентов.
У некоторых предприятий ЖКХ и вовсе нет линий сортировки. И если за счет увеличенного экосбора у какого-нибудь коммунхоза появится такое оборудование или дополнительный мусоровоз, приемозаготовительный пункт, то деньги вовсе не пойдут на ветер.
КОММЕНТАРИЙ ЭКОЛОГА
Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов прокомментировал:
— Сейчас сумма, которую взимают за тонну пластика, составляет 180 рублей. Если же примут новое постановление, то она возрастет до 360 рублей. Деньги пойдут на дальнейшее совершенствование системы раздельного сбора отходов и переработки в стране. Некоторые представители бизнеса утверждают, что увеличение сбора за пластиковую тару отразится на их конкурентоспособности и стоимости конечной продукции. В действительности же на тонну пластика приходится около 25 тысяч ПЭТ-бутылок, поэтому новый тариф увеличит стоимость одной всего на 1,5 копейки.
Потребители должны осознавать свою ответственность за использование неперерабатываемых товаров и упаковки. Повышение ее стоимости, в том числе и для конечных потребителей, совершенно оправдано. Проект изменений может стать хорошим инструментом для снижения объемов образования отходов пластика, что согласуется с мировыми тенденциями в сфере обращения с отходами.
klimovich@sb.by
Коллаж Олега ФЕДОРОВА.
Что в нашей стране может заменить пластик и как сократить опасный для природы мусор
Квартплату внесли... вторсырьем
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.