Источник: Знамя юности
Знамя юности

Дизайнер одежды из Гродненского района доказывает, что моду можно создавать и в деревне

Кутюрье из Путришек

Может ли самая обыкновенная девушка поднять собственный бизнес? Как открыть швейное ателье и при этом не прогореть? Истории многих сильных женщин, ставших законодательницами моды, демонстрируют, что нет ничего невозможного. Дизайнер Татьяна Русиняк из агрогородка Путришки Гродненского района пока только в начале своего пути. Она получила государственную субсидию и вот уже два года доказывает, что создавать эксклюзивную одежду можно не только в большом городе. С чего же все начиналось?

– Модели из нескольких моих коллекций заказывают редко. Как правило, хотят что-то более предсказуемое

Хозяйка пока небольшого, но уже собственного ателье, расположенного на первом этаже родительского дома, отрывается от своего занятия. В руках – женский лиф-корсет, который надо украсить тончайшим кружевом. Работа очень кропотливая и ответственная. Дизайнеру предстоит создать оригинальное свадебное платье для требовательной невесты. 

– Как часто шьете что-то для себя? – интересуюсь у Татьяны. 

Та признается: 

– В последнее время редко. Остается не так много свободного времени. Преподаю рисование в школе. В качестве индивидуального предпринимателя принимаю заказы, снимаю мерки, разрабатываю модели, а потом шью. Когда поступала в университет, конечно же, рассчитывала на трудо­устройство. На тот момент были перспективы, планы и предложения. Но к окончанию вуза, в 2015 году, работы не нашлось. На предприятиях мне отвечали: дизайнеры пока не нужны. Какое-то время трудилась не по специальности. Устроилась продавцом-консультантом, училась общаться с людьми. Но со временем поняла, что надо заниматься тем делом, в котором разбираешься и которое любишь. 

Татьяна вспоминает, как в детстве увлекалась рисованием, как изображала на бумаге красивые платья. На самом деле профессия дизайнера-модельера очень сложная. Свою учебу в университете девушка не может назвать легкой. Иногда приходилось спать по 3-4 часа в сутки. Выходных практически не было, как и полноценных каникул. Результат, безусловно, радовал. Начинающий дизайнер не раз становилась финалисткой модных показов и фестивалей «Мельница моды», «Этностиль», «Галерея стиля», Belarus Fashion Week. Но что дальше? Создавать модели, шить их, чтобы они пылились в шкафу?

– Трудно было принять решение работать на себя?

Молодой дизайнер не раз становилась финалисткой конкурсов моды
– Для начала обратилась в службу занятости. Там предложили пройти курсы по основам предпринимательской деятельности. За пять дней научили главному: как грамотно составить бизнес-план и платить налоги. Позже меня направили на бизнес-курс для женщин. Эта первичная информация помогла сориентироваться и двигаться дальше. Кроме того, очень кстати оказалась финансовая поддержка. На субсидию приобрела трикотажную и производственную швейные машинки, манекен, профессиональный универсальный утюг с парогенератором. Последний по цене оказался дороже всего перечисленного – около 1200 руб­лей. Ни одна ткань на нем не пригорит. Для сравнения: швейная машинка стоит 900 руб­лей. Пришлось вложить немного и собственных средств, но в итоге у меня есть все, что необходимо для работы. 

Так Татьяна начала конструировать одежду, с­озда­вать собственные модели. Со временем про ателье узнали жители агрогородка. Позже наведываться стали и модники из Гродно. Где-то сработало сарафанное радио, где-то реклама. Кроме шитья, юная бизнесвумен делает украшения из страз, камней, дерева, меха и других материалов. Они востребованы модельным агентством, с которым у Тани давно налажено сотрудничество: 

– Первый год было тяжеловато, потому что не знала, как грамотно заявить о себе. Казалось, открыла дело, и этого достаточно. Но нет. Свое дело дает много возможностей, свободы для творчества, но обязанностей и ответственности тоже становится больше. Надо вести бизнес так, чтобы он приносил прибыль. Чтобы услуги пользовались спросом, необходимо уметь общаться с заказчиками, рекламировать свою продукцию, прежде всего в социальных сетях. По­степенно нарабатываю клиентскую базу. 

– Кто чаще всего обращается за эксклюзивными костюмами и платьями?

– Скорее, дамы среднего возраста. Приходят, конечно, и мои ровесницы, когда нужно что-то для особого случая. У многих возникает какая-то идея, образ, увиденный в журнале или интернете. Стараюсь никогда не делать точь-в-точь, привношу какую-то изюминку, индивидуальность. Повседневную одежду заказывают гораздо реже. 

– А материал ваш или заказчика?

– Как правило, подбираю и покупаю материю сама. Однажды мне принесли ткань для платья, но из нее можно было шить только купальники. Люди не понимают разницы. Есть проверенные места в Гродно, иногда езжу в Минск. Закупать что-то впрок не имеет смысла. Ткань стоит недешево. Модели из нескольких моих коллекций заказывают редко. Как правило, хотят что-то более предсказуемое. Если это вечернее платье, то из того, что представлено в журналах, но с некоторыми изменениями.

Татьяна и заказы сама принимает, и шьет

– К чему больше лежит душа: платьям, костюмам?

– Знаете, с недавних пор ловлю себя на мысли, что необходимо выбрать какое-то одно направление. Когда начинаешь разрабатывать, скажем, только вечерние платья, углубляешься в процесс, учитываешь нюансы. И это дает возможность находить свой стиль. Или, возьмем, обыкновенную юбку. Их ведь огромное множество. Пока же берусь за все, что предлагают. Даже пальто шила. 

В будущем Татьяна планирует обу­чать детей рисованию в частном порядке. Уже присматривает помещение, которое можно взять в аренду. Что касается ателье, то если дело будет развиваться такими темпами, бизнесвумен думает переехать в город и взять на работу швею, чтобы больше времени уделять творчеству и созданию новых моделей одежды. 

kondratsieva@sb.by

Фото автора, из личного архива Татьяны Русиняк.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter