У белорусских стендов всегда много народа: это и рядовые посетители, и именитые производители.
Стенды белорусских производителей на выставке отыскать просто, прежде всего потому, что у них всегда много народа. Это и рядовые посетители, и именитые производители. Словом, те, кого заинтересовала уникальная продукция белорусов. Компании республики в продовольственном сегменте всегда были сильны своими традициями. Я специально поинтересовался этим у производителей шоколада, у хлебопекарей и сыроделов. И не ошибся...
Что есть поесть
Многие белорусские производители участвуют в «Продэкспо» не первый раз. У стенда фабрики «Шоколадово» мне даже затруднились сказать, какая это у них выставка по счету. Позагибав пальцы, пришли к выводу, что двадцатая.— Мы стараемся приезжать регулярно, «Продэкспо», наверное, наша десятая выставка, — сообщили мне сотрудники «Минскхлебпрома».
Кстати, несмотря на то, что хлеб, казалось бы, продукт для внутреннего потребления, белорусские хлебопекари активно сотрудничают с Россией — поставляют замороженный хлеб и кондитерку, работают с крупными сетями. Продукция в основном традиционная, но планы обновления ассортимента составляются на каждый год. В 2024‑м, например, предполагается обновить ассортимент на пять процентов из 120 позиций. Но самое раздолье для любителей белорусской продукции в сыромолочном павильоне. Белорусские сыры всегда были популярны у россиян, и это вполне оправдано: и качество и вкус всегда на высоте.
Убедиться в этом очень легко — практически на каждом стенде можно попробовать образцы продукции. Потребительская емкость этого сегмента российского рынка — около 12 тысяч тонн в год, напомнил мне представитель компании «Белагро» Евгений Камыхин:
— И, чтобы поставки белорусской молочки в целом и сыров в частности росли, нужно опустить индикатив — показатель баланса торговых поставок между Россией и Беларусью. Тем более что хороший сыр сам по себе недешев: например, для производства одного килограмма «Голландского» требуется не менее семи литров молока правильной жирности. Вот и считайте!
Вместе мы сила
Есть у белорусов и единый национальный стенд, который собрал под своей крышей продукцию сразу нескольких брендов. Так, в этом году на коллективном стенде представлена продукция пяти белорусских производителей: филиалы Лидского молочно-консервного комбината — «Новогрудские дары» и «Сморгонские молочные продукты», а также «Молочный мир», Могилевский мясокомбинат и Слуцкий хлебозавод. А всего, если изучить официальный каталог выставки, в Москву привезли свои товары 86 компаний из Беларуси.К такому формату продвижения пришли совсем недавно — в 2023 году, но он уже успел себя хорошо зарекомендовать, делится со мной специалист выставочного предприятия «Белинтерэкспо» управления выставок Белорусской ТПП Наталья Романчук:
— Это помогает росту интереса к белорусской продукции. По сравнению с прошлым годом посещаемость нашего стенда выросла многократно. Люди видят наш бренд Made in Belarus и целенаправленно идут к нам. Предполагаю, что в следующем году интерес будет еще больше.
Договоры с новыми клиентами на стенде не заключаются, он больше необходим для налаживания первых контактов, знакомства с продукцией, обмена координатами для связи. Пока я беседовал с Натальей Романчук, к стенду подошел не один заинтересованный посетитель. Тем более что продукцию можно было не только осмотреть, но и продегустировать: сотрудницы единого стенда наливали всем желающим несколько видов морса. Очень вкусного и питательного!
В выставке «Продэкспо-2024» в Москве приняли участие 86 компаний из БеларусиПо мнению покупателей, качество белорусских сыров и колбас всегда отменное.
И стар и млад
Меня прежде всего интересовали новинки в продовольственной палитре. И, надо сказать, белорусским производителям было чем удивить!Ну вот, например, тонкий армянский лаваш, приготовленный по классическому рецепту со сроком годности более двух недель, вполне пригоден для того, чтобы поставлять этот продукт в Россию. Как и сыры «Белорусское золото» с особой бактериальной закваской. Благодаря ей в процессе созревания возникает особый пикантный вкус. Для ценителей необычного вкусового букета есть сыр «Шаурс» с розмарином и тимьяном.
Есть на стенде и такая продукция, которая пока еще ждет отправки в торговые сети. Например, какао-напиток и специальные пищевые смеси.
— Наше ноу-хау — напитки для студентов и напитки для людей среднего и пожилого возраста, — объясняют мне на стенде представители компании. — У студентов насыщенная жизнь, которая требует много энергии, витаминов, минералов — в том числе и для работы мозга. Что же касается пожилых людей и людей среднего возраста — им необходимы свои, специальным образом подобранные витамины.
Напитки эти уже скоро должны появиться и на российском рынке. О цене пока говорить рано. Но могу заметить, что уже вышедшие на рынок смеси для питания спортсменов стоят от 500 до 800 рублей за полукилограммовый пакет. Впрочем, здоровье этого действительно стоит!
В ТЕМУ
В прошлом году Россия экспортировала продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) на 43,1 миллиарда долларов. Это на 4,3 процента больше, чем в 2022 году. Тогда российский экспорт составил 41,3 миллиарда, сообщается в материалах Федеральной таможенной службы.
В то же время импорт продукции агропромышленного комплекса снизился на 1,7 процента — с 35,8 миллиарда долларов до 35,1 миллиарда.
Основными экспортными продуктами российского АПК являются зерновые и зернобобовые культуры. В частности, за период с июля по декабрь прошлого года, по данным Российского зернового союза, их было экспортировано 37 миллионов 250 тысяч тонн — на 10,6 процента больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Крупными статьями российского экспорта продовольственных товаров также являются масложировая продукция, рыба и рыбная продукция.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru
Фото Сергея Куксина