Передвигаться поездами Белорусской железной дороги всегда надежно и комфортно. Чистота и порядок обеспечены. В том числе благодаря работникам автоматизированного моечного комплекса. Они заставляют вновь сиять после долгого пути слегка чумазые, испачканные в пыли железнодорожные составы. За процессом их мойки наблюдал корреспондент «Р».
Дополнительно поезда и вагоны моют щетками — грязь на рельефных элементах бортов порой трудно вывести одной лишь автоматической мойкой.
Детальная работа
Седьмой год на Могилевском вагонном участке без устали наводит лоск пассажирским вагонам и дизель-поездам автоматизированный крытый комплекс. Он введен в эксплуатацию в год 150-летия Белорусской железной дороги в 2012-м. Летом составы моют каждый день. На путях пыльно, вдобавок на вагоны оседает отработанная локомотивом солярка, масло. Дополнительно поезда и вагоны моют щетками — грязь на рельефных элементах бортов порой трудно вывести одной лишь автоматической мойкой. Вот такой тщательный детейлинг. Это дело женских рук. Мойщицы-уборщицы подвижного состава Елена Кукушкина и Вера Борщова признаются, что новые дизель-поезда PESA мыть проще: у них практически плоские боковые поверхности. В минусовые температуры автоматизированный моечный комплекс не работает. В дело снова идут «керхеры» и щетки.
Моют вагоны тройным составом: сначала шампунем, затем кислотным средством и в конце обдают воском. Все эти жидкости дозируются в компрессорной, емкости обвиты шлангами и трубами. Прямо над компрессорной — пульт управления моечным комплексом. Поднимаемся туда. За пультом автоматизированного моечного комплекса Александр Мажейко, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Он — один из двух сотрудников Могилевского вагонного участка, которые прошли обучение по управлению процессом мойки подвижных составов. Подробно рассказывает о комплексе.
За пультом автоматизированного моечного комплекса Александр Мажейко, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Вагономоечный комплекс построен по проекту польской компании. Управление кнопочное. На фоне прочих выделяется ярко-красная аварийная кнопка, которая полностью обесточивает комплекс. Есть и вторая, менее радикальная стоп-кнопка — она лишь приостанавливает движение щеток.
Красиво мыть не запретишь
Локомотив толкает вагоны под крышу просторного ангара, поэтому по фото кажется, будто состав уезжает. Сам локомотив в зону мойки не заходит, его удел — терпеливо ждать у ворот. Внутреннее убранство крытого комплекса — как на обычной автомобильной мойке только в крупном масштабе.
Моют вагоны тройным составом: сначала шампунем, затем кислотным средством и в конце обдают воском.
Входные светофоры горят зеленым. Шестнадцативагонный состав неспешно двинулся на водные процедуры. Машинист поддерживает скорость не более трех километров в час. Составитель поездов в «передовом» вагоне по рации держит связь с машинистом. Он его глаза, ведь машинист в пятнадцати вагонах от нас. Датчики движения в автоматическом режиме сработали на первый вагон. Загудели компрессоры, поднялась водная пелена. Первая арка под высоким давлением просто обмывает водой состав, дальше — щетки с шампунем и кислотным средством. Нос учуял едва уловимый цветочный аромат шампуня. На последней арке наносится воск, и в конце — обдув. К слову, комплекс может мыть вагоны без перерыва хоть целую смену. Замкнутый цикл: грязная вода уходит в сливные колодцы, оттуда насосами через фильтры возвращается в бочки, где снова смешивается с шампунем.
Наконец последний вагон принял душ. Теперь движение в обратную сторону. Просушка — автоматизированный комплекс работает только на обдув. Машинист может разогнаться уже до пяти километров в час. Свежевымытый состав выезжает из ворот ангара — с легким паром, голубой вагон.
ikras@sb.by