Куличков: союз Беларуси и России — самое развитое интеграционное образование на постсоветском пространстве

8 декабря исполнилось 25 лет со дня подписания Беларусью и Россией Договора о создании Союзного государства. Начало же широкомасштабной интеграции двух независимых суверенных стран было положено еще раньше. В 1994 году ­Президентом Беларуси становится Александр ­Лукашенко. Сближение с Россией было одним из его предвыборных лозунгов. Началось поступательное движение к союзу двух стран. По‑своему знаковым стало 2 апреля 1996 года, когда был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. В составе делегации, отправившейся в Москву, был тогда и Александр Куличков.

Александр Куличков.

В 1970 — 1980‑х годах Александр Николаевич — директор мебельной фабрики имени Степана Халтурина и генеральный директор объединения «Бобруйскдрев». Позднее — первый заместитель председателя и председатель Могилевского облисполкома, министр торговли, управляющий делами ­Президента, глава минского представительства Постоянного комитета Союзного государства…

— Вы родились в победном 1945‑м. Что помнится из послевоенного детства?

— Моя родная деревня Березуйки находится в Мстиславском районе. В школу я пошел сразу, как только научился ходить и доставать до дверной ручки. Ведь жили мы в комнатке при школе. Отец Николай Илларионович был учителем начальных классов: три ряда парт и три класса. Мама Нина Михайловна работала в магазине. Наше с младшим братом детство прошло в раскопках. В войну недалеко от деревни разбомбили немецкий обоз. И в болоте мы много чего находили: патроны, книги, оружие...

— Родные что рассказывали о войне?

— Отца в 1941‑м вместе с другими несовершеннолетними ребятами отправили в тыл. И до Тамбова они шли пешком. Потом была школа молодых офицеров, Калининский фронт, битва за Москву, тяжелейшее ранение в 1942 году и комиссование.

Маму чуть не угнали в Германию. Чтобы ее захватить, немцы даже младшего брата брали в заложники. Но всякий раз ей удавалось бежать. Даже из комендатуры. Когда полицаи ее все‑таки поймали и привели в управу, местные, работавшие там, втихаря указали на шкаф. За ним мама и спряталась, так и спаслась. К слову, сейчас ей 101 год — о войне, как и прежде, говорить она не любит.

— Окончив школу с золотой медалью, вы выбрали Белорусский технологический институт (сейчас — БГТУ). Почему?

— Очень любил химию. С другом Петром Данченко (также золотым медалистом) мы выбрали направление, которое тогда было на слуху, — целлюлозно‑бумажное производство. Первоначально, правда, планировали подать документы в политехнический институт, чтобы изучать сахаристо‑бродильные вещества и заниматься конфетами и водкой. А потом решили, что бумагу делать престижнее.

— В 30 лет вы стали директором Бобруйской мебельной фабрики, в 34 получили орден «Знак Почета», а в 36 — уже генеральный директор производственного объединения «Бобруйскдрев».

— На работу нас с супругой принимал Александр Санчуковский. С его именем связана многолетняя история Бобруйского фанерно‑деревоперерабатывающего комбината, который, к слову, уже отметил свой 100‑летний юбилей. Александр Александрович — мой главный наставник. Он всегда говорил: «Если вы, молодые, приобретя опыт старших, успокоитесь и ограничите себя уровнем знаний своих учителей, то будете ходить по замкнутому кругу, пока не растеряете приобретенное».

А в отделе кадров у нас было написано: «Руководитель первого сорта подбирает себе заместителей первого сорта, а руководитель второго сорта подбирает себе заместителей… третьего сорта».  

В руководстве главное — не констатировать, а предвидеть. Видеть перспективу — значит мыслить широко, по государственному, не замыкаясь в кругу местнических интересов. Не надо быть умным, чтобы сделать сложно. Гораздо сложнее сделать просто.  

Очень сожалею, что в Бобруйске пока нет улицы имени Санчуковского. Достойнейший человек!

— Мастерите что‑то сами? Стол или стул сможете сделать?

— Конечно, причем с удовольствием. Давайте не будем забывать, что я родом из деревни. Топор, коса, жернова, серп, плуг для меня не просто слова. С удовольствием обрезаю и прививаю сад.

Знаю работу шаблонщика и краснодеревщика. Легко сделаю стол или стул. Но для меня это уже несерьезно: как первый класс. А вот винтовая лестница, поручни 3D… Могу дом срубить. У меня 10 — 15 рабочих специальностей. Когда понадобилось, освоил навыки сварщика. Просить кого‑то или ждать я не привык. Мне все интересно! Каждая минута должна быть содержательной!

— В 1985 — 1990 годах вы — первый заместитель председателя Могилевского облисполкома. Каким было то время?

— Пожалуй, было бы лучшим из прошлого века, если бы не Чернобыль. Да, мы что‑то теряли на потребительском рынке, но в строительстве и промышленности — поступательное движение вперед. Я бы даже сказал — взлет.

— В эти же годы вы возглавляли областную комиссию по ликвидации чернобыльских последствий и одновременно учились в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

— Всякий раз, приезжая в Москву, я старался решить тот или иной вопрос. Так, мне удалось в Госкомцен СССР выбить кардинальное снижение (с четырех копеек до одной за 1 кВт·ч) стоимости электроэнергии для жителей, оказавшихся на зараженной Чернобылем территории. А также получить под эти цели в Минэнерго СССР трансформаторные подстанции и линии электропередачи.

— Депутатству вы отдали 15 лет. Вместе с Александром ­Лукашенко были депутатом Верховного Совета XII созыва.

— Это был первый парламент в истории независимой Беларуси. Это был созыв, который с нуля, без чьих бы то ни было разработок, начал формировать законодательную базу суверенного государства, начиная с Конституции и заканчивая базовыми законами.

— Будучи председателем Комиссии по вопросам развития промышленности, энергетики, транспорта, связи и информатики, вы активно выступали за развитие интеграционных связей с Россией.

— Чтобы под влиянием различных течений не разбежаться далеко друг от друга, мы тесно сотрудничали с парламентом России. Понимали, что рано или поздно мы все равно будем работать в одном правовом поле. Надо было во что бы то ни стало сохранить наши экономические связи. Ведь для всего СССР Беларусь была сборочным цехом. Нефть, газ, металл и многое другое мы получали из России. И пока было единое государство, проблем не возникало. Поэтому и прорабатывались вопросы более прочного объединения наших стран.

Несмотря на сложность ситуации, благодаря прозорливости ­Президента мы сохранили практически все крупные предприятия. Они хоть и сбавили темпы, но все же держались на плаву. И сегодня это флагманы нашей промышленности — со своими марками и брендами.

— Как оцениваете работу наших предприятий в условиях санкций?

— Санкции, как правильно подметил Глава государства, — это время больших возможностей. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Они нас подталкивают к со­зданию своей аналогичной импортозамещающей продукции. Маховик по импортонезависимости будет и дальше раскручиваться. Я в этом уверен!

— Легко ли работать, когда ­Президент — твой земляк?

— Для Главы государства все одинаковы. А к своим (я бы сказал) и внимание пристальнее, и требования выше. С Александром Григорьевичем мы познакомились в 1985 году, в мою бытность первым замом Могилевского облисполкома. Работать с ­Президентом и сложно, и просто. Сложно, потому что он в ответе за всю страну. Просто, потому что у Главы государства колоссальнейший опыт руководства на всех уровнях.

— 1994 год помните?

— Еще бы! Это были первые президентские выборы в Беларуси после выхода из СССР. Принятая в марте Конституция учреждала должность ­Президента. И в 1994 году народ сделал ставку на самого достойного кандидата. Тогдашние губернаторы областей и города Минска были первой командой ­Президента.

— Почему так важен был союз с Россией и как мы к нему шли?

— Развал Советского Союза стал настоящим испытанием для всех входивших в него республик. Вмиг были разрушены политические, экономические и культурные связи. В Беларуси оставались крупные машиностроительные производства, а в России производились необходимые для них комплектующие. Предлагалось немало вариантов, как жить дальше. В том числе и экономический союз стран бывшего СССР, аналогичный прежнему Союзу. Только без Прибалтики. Это было бы государство с единой валютой и вооруженными силами. Новый союзный договор должны были подписать 20 августа 1991 года, а в ночь на 19‑е случился так называемый августовский путч, не позволивший это сделать.

Экономика Беларуси неумолимо приближалась к нулю, и могли наступить необратимые процессы. Для оперативного принятия решений нужен был не коллективный разум, а сильная воля ­Президента. Народ и выбрал самого достойного. Все свои решения Александр Григорьевич сверял и сверяет с мнением и интересами народа. Добавьте к этому огромную работоспособность и направленность на достижение поставленных целей.

К слову, баллотируясь на пост ­Президента, Александр Григорьевич сразу обозначил тему сближения Беларуси и России как одну из приоритетнейших из его предвыборной программы.

СБ, 1996 год.

— Путь был непростым…

— Да, до 8 декабря 1999 года, когда, собственно, и был подписан Договор о создании Союзного государства, произошло немало знаковых событий.  

Предложенный ­Лукашенко курс на экономическую интеграцию Беларуси и России на первом республиканском референдуме, проведенном в мае 1995 года, поддержали 83,3 процента голосовавших.  

Символом позитивных перемен стал и торжественно снятый Александром ­Лукашенко и российским премьер‑министром Виктором Черномырдиным 26 мая 1995 года пограничный столб на границе Смоленской и Витебской областей.

— С каким настроением отправлялись в памятную московскую командировку в 1996‑м?

— Незадолго до поездки, 27 марта, ­Президент, выступая перед депутатами Верховного Совета, говорил, что главная цель договора, который планировалось подписать 2 апреля, — улучшение жизни простого человека. Дебаты о будущем союза с Россией после выступ­ления Александра Григорьевича продолжались до вечера. Было три варианта постановления Верховного Совета под общим названием «О подготовке и подписании белорусско‑российского договора об углублении интеграции и всестороннем сближении». Председатели всех облисполкомов и Минска были включены в состав делегации. Собравшись в одном купе, мы всю дорогу обсуждали возможные перспективы — от Бреста до Владивостока. Мы — единая семья. Создание экономического пространства было многообещающим.

2 апреля 1996 года президенты двух стран в Георгиевском зале Кремля подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Затем все вышли на Соборную площадь Кремля, где выступили Александр ­Лукашенко, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Борис Ельцин. Тогда же состоялось и первое заседание Высшего Совета Сообщества, на котором Председателем был утвержден Александр ­Лукашенко, а председателем Исполнительного комитета Сообщества — председатель правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин.

С весны 1996 года начался период официального оформления союзных российско‑белорусских отношений. Интеграция — это улица с двусторонним движением. Это не только приглашение к сотрудничеству (межпарламентскому, межрегиональному, между городами и предприятиями), но и союзные программы различной направленности — от замещения товаров, поступающих из недружественных стран, до межгосударственной кооперации. Взаимодополняющая, а не конкурирующая политика.

Губернаторы, принимавшие участие в подписании документов в 1996 году.

— Каковы дальнейшие тенденции развития наших стран?

— Конечно, главное, что в основу положена интеграция. Надо сообща работать на концентрацию, кооперацию, специализацию… На объединяющие возможности наших предприятий, чтобы выходить на крупномасштабные проекты и производства. Надо продолжать раскручивать экономический маховик. Необходимо объединять возможности во всех сферах: от культуры до производства, от использования природных ресурсов до освоения космоса.

Без преувеличения, союз наших стран — самое развитое и эффективное интеграционное образование на постсоветском пространстве. За непродолжительный (по историческим меркам) период Союзное государство стало, по сути, эталоном кооперации и интеграции. Да и союзный бюджет — эффективный инструмент решения совместных задач. 

Двусторонний товарооборот Беларуси и России в 2023 году обновил рекорды и составил почти 53 миллиарда долларов.

— По окончании депутатских полномочий вы возглавили Могилевский облисполком.

— Благодарен председателям всех районов за творческую, без оглядки назад работу. В то время мы уверенно говорили: «Собран миллион тонн зерновых». К 1999 году газифицировали все районные центры (кроме Глуска), многие населенные пункты. Есть что вспомнить!

С Павлом Бородиным. 1999 год, Москва.

— Как министр торговли вы сразу ввели новые правила игры. Какими они были?

— Упорядочили оборот высокодоходных товаров, исключив дефицит и контрафакт. Ввели равные условия хозяйствования для предприятий всех форм собственности. Вовлекая в оборот вторичные ресурсы, мы законодательно закрепили платежи предприятий на утилизацию, создав так называемый бутылочный фонд. То есть прежде чем ввести в страну, к примеру, миллион бутылок пива, надо было заплатить за утилизацию этой стеклотары. Потом это перешло на бумагу, картон, шины… И сегодня сборы составляют более 100 миллионов долларов.

— Вы привезли в Беларусь из Туркменистана любопытную идею — со­здать товарную биржу.

Апрель 2003 года.
— Она была образована в 2003 году. И сегодня Белорусская универсальная товарная биржа — одна из крупнейших в Восточной Европе. Но я хочу акцентировать внимание на другом: в стране была выстроена система, когда каждый мог высказать инициативу, и если она толковая, ее всегда поддерживал Глава государства. До сих пор так и остается.

— Ваше жизненное кредо?

— Сделать и дать больше, чем от меня ожидают. Мне повезло: на всех должностях я работал практически по пять лет. За пятилетку успеваешь не только войти в должность, но и затем (как пианист) красиво ее сыграть, выдав результат на‑гора.

— Впереди выборы. С каким настроением пойдете на них?

— Я счастливый человек: вся моя жизнь прошла под мирным небом. Такой же судьбы желаю своим детям и внукам, всем белорусам. Вот за это и буду голосовать. Огромнейшие слова благодарности Главе государства за то, что он делает все возможное (а порой невозможное), чтобы у нас был мир. Вспомните ситуацию 2020 года. Если бы не решительность ­Президента, сегодня мы наверняка были бы ниже уровня начала 90‑х годов. Ведь тогда в парламентской республике, образно говоря, каждый, как лебедь, рак и щука, тянул в свою сторону. И уже ни о какой социально направленной политике не могло бы быть и речи. Давайте ценить и беречь то, что имеем, — мир, суверенность и стабильность.

СПРАВКА «СБ»

Хроника Союзного государства

♦ 18 декабря 1990 года после принятия РСФСР и БССР деклараций о государственном суверенитете подписан Договор между РСФСР и БССР.

♦ 27 января 1992 года — Соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности.

♦ 22 июля 1992 года — Соглашение об условиях поставок продукции, Соглашение о налоговой политике, Договор о военном сотрудничестве.

♦ 6 января 1995 года — Соглашение о Таможенном союзе, введении режима свободной торговли и создании совместных финансово‑промышленных групп.

♦ 21 февраля 1995 года — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, призванный прийти на смену Договору между Российской Федеративной Социалистической Республикой и Белорусской Советской Социалистической Республикой от 18 декабря 1990 года.

♦ 2 апреля 1996 года — Договор об образовании Сообщества России и Беларуси.

♦ 2 апреля 1997 года — Договор о создании Союза Беларуси и России. Тогда же был установлен новый праздник — День единения народов Беларуси и России.

♦ 25 декабря 1998 года — Декларация о дальнейшем единении государств, предусматривающая создание Союзного государства.

♦ 28 апреля 1999 года в Москве подписаны решения «О завершении формирования единого таможенного пространства Союза России и Беларуси», «О концепции безопасности Союза России и Беларуси», «О концепции пограничной политики Союза России и Беларуси», «О порядке зачисления доходов в бюджет Союзного государства» и ряд других документов.

♦ 8 декабря 1999 года (ровно через 8 лет после Беловежских соглашений) — Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 года.

tyshkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter