Интерес растет, но акции падают
О том, что интерес к автогонкам растет, можно судить хотя бы по тому, насколько изменился процесс информирования читателей даже в период межсезонья. Активное использование интернет-порталов для освещения формульных событий по любому информационному поводу даже самому ленивому позволяет при желании быть в курсе всего происходящего.Активнее стали работать и промоутеры в том, что касается предварительных продаж билетов и привлечения звезд шоу-бизнеса в процесс анимации гоночных уик-эндов.
Однако странным образом статистика неумолимо констатирует падение акций на международной фондовой бирже, где с момента ее приобретения новыми американскими хозяевами ведется торговля ценными бумагами «Формулы-1». Пиковая стоимость акций этой гоночной серии была отмечена в октябре 2017 года, когда за штуку давали 40,73 бакса. В ноябре прошлого года цена акций стала существенно ниже, то есть 32,35 доллара. Президент и исполнительный директор «Либерти Медиа» Грег Маффей видит главную причину этого падения в том, что до сих пор не подписан новый Договор Согласия. Ныне действующий (7-й по счету) заключен на период с 2013 по 2020 год. А ведь этот документ является основополагающим соглашением о проведении чемпионата «Формулы-1» и о принципах его функционирования. Он заключается между Международной автомобильной федерацией (FIA), обладателем коммерческих прав (FOA) и командами «Формулы-1». Согласно этому договору, FIA является организатором чемпионата, команды обязуются в нем участвовать, а FOA занимается коммерческой деятельностью, доходы от которой распределяются между всеми участниками соглашения.
Какое оно — светлое будущее?
К слову сказать, именно регламентированное распределение доходов затрудняет своевременное подписание нового Договора Согласия. Впрочем, так было практически всегда. К каким только мерам в свое время не прибегали FIA, Берни Экклстоун и команды, чтобы выторговать себе преференции и обеспечить жизнедеятельность проекта. Но всякий раз это согласие было довольно условным. Были и откровенно выигравшие, и очень недовольные, и зачастую термин «согласие» впору было заменять на «примирение».Главная проблема кроется, на мой взгляд, в следующем. С одной стороны, команды с большой биографией в «королевских гонках» хотели бы иметь больше прибыли за свои заслуги, с другой — малобюджетные и новые команды хотели бы иметь также сопоставимые доходы от своего участия. И пока ясности на ближайшее время в этом вопросе нет. Предложения, например, урезать бонусы «Феррари», которая, помимо заработанного 91 миллиона долларов, получит за прошлый сезон еще 114 млн «исторических наградных», натыкаются на угрозу скудерии уйти из чемпионата.
Но как бы то ни было, «Либерти Медиа» по результатам прошлого сезона выплатит своим 10 командам-участницам в общей сумме больше 1 миллиарда долларов. Если учесть, что это 60% от всей полученной прибыли, то насколько рентабельным выглядит это приобретение стоимостью 8 миллиардов долларов в целом для новых хозяев «Формулы-1»? Не случайно же периодически появляются слухи, что американцы готовы перепродать этот «бизнес-проект» обратно его бывшему хозяину, 88-летнему Берни Экклстоуну. Правда, за более скромную цену.
Хотя, трезво оценивая, мы понимаем, что вероятность такого поворота событий невысока, все же это вносит фактор некоторой неуверенности в завтрашнем дне.
Но если раньше прямым вопросом мистеру Берни можно было попытаться узнать о перспективах «Формулы-1», то теперь нет ни одного человека, который мог бы с уверенностью сказать, что ждет «Большие призы» в ближайшем будущем.
Добавим к этому еще и ожидание нового регламента в 2021 году, призванного увеличить зрелищность гонок и сократить расходы команд на строительство болидов. Полных сведений об этом нет, но регулярный выброс информации в СМИ позволяет предполагать следующее: двигатели останутся гибридными и турбированными, но перешагнут порог 1000 л.с. по своей мощности; будет снято ограничение на расход топлива на гонку; колесные диски с ныне существующих 13-дюймовых увеличатся до 18 дюймов; отменят термочехлы для прогревания покрышек; появятся унифицированные коробки передач, которые команды обязаны будут закупать у единственного омологированного производителя, и многое другое.
Одним словом, с таким количеством новых факторов впору говорить о грядущей неизвестности. Что ждет сам чемпионат и зрителей в ближайшие два года? И куда катится «Формула-1»? Набирая обороты, она спешит к своему светлому и интересному будущему или, как опасный поезд, с горки по рельсам мчится с ненадежными тормозами к пропасти?
К вопросу о деньгах
После того, как Берни Экклстоун продал права на чемпионат «Формулы-1» американской компании «Либерти Медиа», прошло уже два с половиной года и два полных сезона. За это время, казалось, все должны были бы уже четко обозначить принцип действия «новой метлы». Но стремительная смена власти сменилась затянувшимся периодом кажущегося бездействия.«Большой цирк» с тем же успехом, как и раньше, продолжил свои поездки по всему миру. Ни одна из команд не покинула гонки, хотя разговоры об этом периодически возникали. Количество этапов ни добавилось, ни сократилось, хотя бесконечные дискуссии на эту тему не перестают присутствовать на страницах СМИ. Разве что промоутеры Гран-при Германии решились все-таки в нынешнем сезоне вернуться к форме ежегодного проведения гонки в Хоккенхайме.
В остальном же жизнь «Больших призов» продолжает быть похожей на ту, которую она вела и при Берни Экклстоуне. Во всяком случае, уже третий год.
А вот в том, что касается большей медиатизации «Королевы автоспорта», прогресс есть. Еще свежи в памяти жесткие запреты «команды Экклстоуна» на любое использование видео, полученное в паддоке аккредитованными журналистами или персоналом команд. Теперь же ощущение, словно в душной комнате, полной всяких бессмысленных и надуманных секретов, разрешили распахнуть окно. И порыв свежего воздуха оздоровил обстановку. Активное использование социальных сетей, приложений для обмена фотографиями и видеозаписями, возможность доступа к архивным видеоматериалам и многое другое позволили нынешней «Формуле» сделать шаг вперед на пути компьютерных технологий.
ЗА РУЛЕМ
Рулевое колесо «Формулы-1» — настоящий ребус для тех, кто впервые возьмет его в руки. Даже новичок гонок Александер Элбон признался, что далеко не сразу выучил значения всех кнопок и переключателей — что уж говорить про обычных болельщиков. На помощь пришла пресс-служба «Мерседеса», которая выложила фотографию рулевого колеса с аннотациями. Портал championat.com перевел все на русский язык, а после инфографики вас еще ждут несколько ответов от пресс-службы насчет работы и создания руля.
— Какие кнопки самые важные?
— Это зависит от ситуации. Например, если гонщик больше не может услышать своего гоночного инженера, то внезапно очень важным становится переключатель громкости радио. Если же вы спросите у пилота, что важнее всего, то, вероятно, он выберет переключатель стратегий, ведь он сильно влияет на работу машины. Он контролирует режимы силового блока и влияет как на производительность двигателя внутреннего сгорания, так и на использование энергии от генератора MGU-K, а также на накопление энергии MGU-K и MGU-H.
— Какие функции рулевого колеса используются чаще всего?
— Самые используемые функции — это, собственно, изменение направления и переключение передач. За круг в Мельбурне пилот использует лепестки примерно 50 раз.
— Насколько трудно справляться со всеми кнопками, когда машина едет на максимальной скорости?
— Очень сложно. Машина «Формулы-1» не только очень быстра, но и подвержена сильным вибрациям, особенно на трассах с относительно кочковатым покрытием. Тот факт, что пилоты надевают перчатки, а кнопки относительно маленькие, тоже не помогает. Но есть ряд вещей, которые упрощают работу.
Чтобы снизить риск случайного нажатия неправильной кнопки, команда использует кнопки, которые также используются в самолетах. Они не только очень надежны, но и требуют при нажатии сильного усилия и обеспечивают серьезную отдачу. Команда также установила маленькие пластиковые кольца вокруг определенных кнопок, чтобы минимизировать риск нажатия на кнопку. Расположение этих колец может меняться от гонки к гонке. Они особенно важны в узких поворотах вроде шпильки в Монако, когда гонщики используют максимальный угол поворота. Кроме того, команда постоянно следит за данными, чтобы незамедлительно оповестить гонщика, если он случайно выбрал неправильную настройку.
— Как много у каждого пилота рулевых колес?
— На протяжении сезона у каждого гонщика бывает от трех до четырех рулей. На создание одного руля требуется примерно 80 часов. В процесс конструирования и производства руля вовлечены конструкторы по механике и электрике, а также техники, отвечающие за проводку.