Мусорная скульптура приветствует лидеров стран «большой семерки»

Куча‑мала или искусство?

В Великобритании, где проходит трехдневный саммит G7, установили скульптуру в виде голов лидеров стран «большой семерки». Она сделана из отходов электроники по образцу национального мемориала на горе Рашмор в США. Автор произведения — британский художник Джо Раш. По его словам, скульптура должна обратить внимание политиков на проблему утилизации электронного мусора.

Участники нашей рубрики не смогли пройти мимо громоздкого шедевра. Одна утверждает, что пиар дешевый и малоэффективный. Ее оппонент, напротив, готов пожать руку автору произведения как минимум за выбор материала и смелый гражданский поступок.

Аргументы изучил наш рефери и вынес справедливый вердикт по «делу о хламе».

Скучно, девочки

«Кончилось создание прекрасного — разве вы не замечаете?»

(Ирина Антонова, искусствовед).

Слишком длинное описание цели художника: «Старается привлечь внимание к утилизации электронного мусора». Точку можно поставить после слова «внимание». Очередной хайп Джо Раша воспринимаю как SOS, крик о помощи: «Люди, я здесь! Мне 61 год, а я вынужден заниматься ерундой. Леонардо в мои годы уже пулемет изобрел, Пикассо создал «Гернику», а я стал каким‑то мусорщиком!» Путь современного творца печален и предсказуем. Когда‑то Джо Раш был романтичным юнцом и панком, мечтавшим перевернуть мир, он путешествовал, собирал статуэтки из запчастей и, чтобы ни от кого не зависеть, соглашался на суровые голодные будни. Капиталистический свет был к Рашу равнодушен. Но однажды ему удалось кратко вспыхнуть в 80‑х, когда он сделал удачную композицию из старых автомобилей, расставив их по кругу (по аналогии с британским Стоунхенджем). Эта работа его на миг прославила. И теперь до конца дней вынужден тиражировать свою находку. Таков процесс интеграции любого художника в коммерцию. Капитализм превращает каждого мастера в доходную болванку. Так в кино, например, продюсеры используют в артистах лишь один типаж, за который зрители проголосовали рублем. Комик может сколько угодно искать себя в характерных ролях, но его никогда не утвердят на главную роль в мелодраме. Улыбку Моны Лизы будут штамповать на кружках и майках веками, а портрет твоей супруги, Роман, которая краше во сто крат, — вряд ли. Прервать этот рыночный заговор очень сложно, практически невозможно. От отчаяния можно пририсовать Моне Лизе усы, как это сделал однажды авангардист Марсель Дюшан и ушел из искусства в шахматы. Или смириться с правилами игры в шоу‑бизнесе — таков выбор Джо Раша. Он в очередной раз соорудил какую‑то кучу мусора в курортном городке Карбис‑Бэй, и теперь пару дней газеты будут писать о нем и его произведении. Тоже хлеб. Художник немолод, панковский образ жизни и революционный задор уже не греют. Так наступает капитуляция художника перед долларом. А называть смирного деятеля рынка буревестником экологической катастрофы просто смешно.

Обрати внимание, новая скульптура из электронного мусора опять навеяна известной достопримечательностью — горой Рашмор. Мы ведь уже видели это чудо света, верно? Где тут сам Раш? И какова его мысль? Сейчас ты мне скажешь, что треш‑мейд — такой жанр, который не ограничивает скульптора, и он вправе переосмысливать известные нам объекты и предметы. В таком случае проказник Том Мариони с его провокационными бутылками выглядит настоящим гением на фоне истуканов из цифрового хлама. Помнишь ведь эту историю? В Окленде в музее открывалась выставка Мариони, он позвал друзей выпить на презентации. Музей закрылся, а художник и его товарищи продолжили гулянку, пили всю ночь. Утром Мариони аккуратно расставил пустые бутылки в музейном зале на полках — и приказал зрителям рассматривать тару как документацию перформанса. Вроде как бутылки — это важнейшее эхо пьянки, и сами по себе они являются произведениями искусства. Самое трогательное, люди любовались этой стеклотарой много лет в разных музеях мира, что, конечно, само по себе фантастика и высший пилотаж маркетинга.

Какого же эффекта хотел добиться Джо Раш? Привлечь внимание к электронным отходам? Да брось. Если внимательно присмотреться к скульптуре, перед ней стоит большая табличка, на которой крупными буквами выведено название интернет‑магазина подержанной электроники. Так что произведение, которое мы с тобой обсуждаем, Роман, банальная реклама, да, она креативная и милая, но не более того. Художника просто купили. На коммерческий заказ он ответил коммерческим же произведением. Для зевак‑туристов и многочисленных селфи на фоне пластиковой Меркель сойдет, а как художественное высказывание — прости, не тянет, нет в этой скульптуре никакого смысла.

Виктория ­ПОПОВА

viki@sb.by

Три рукопожатия

«Стремление получить удовольствие немедленно всегда будет сильнее голоса совести. Людей не останавливает даже страх, что их собственным детям нечем будет дышать»

(Бернар Вебер, французский писатель).

Ну я прям не знаю, что думать, Виктория. Где‑то глубоко внутри допускаю, что мотивы художника вполне могут быть низменными, как ты сказала — самореклама, дешевая популярность, корыстный интерес и т.д. Но вслух я бы этого не произнес. А при встрече со скульптором пожал бы ему руку. Причем трижды.

Во‑первых, за выбор материала для изображения нынешних лидеров западных стран. Это для четырех президентов США — праотцов государства, чьи лики высечены в массиве горы Рашмор, был избран благородный гранит. А для Меркель, Макрона и Байдена — всякая рухлядь и мусор. По делам и честь, как говорится. Очень хорошо видно, как оценивает деятельность своих героев скульптор Джо Раш. Возможно, он хотел бы изваять их даже из более подходящего материала, но приличия и санстанция не позволили. Хотя мухи были бы счастливы.

Лидеры «большой семерки» — как раз те самые люди, которые сейчас громче прочих призывают на головы белорусов громы и санкции. Те, кто ради своих политических целей желает ухудшения жизни в нашей стране. Где место таким персонажам? Британский скульптор, по‑моему, намекает, что на свалке истории. Поэтому он создал свалку из них самих. Причем издевательски расположил эту гору отходов прямо напротив гостиницы, в которой прямо сейчас (11—13 июня) живут участники саммита G7. Чтобы, значит, смотрели и осознавали. Годный троллинг, как сказали бы в интернете.

Правда, сам Раш толерантно объясняет свое решение по‑другому: «Монумент как бы наблюдает за ними, и мы надеемся, что они почувствуют укол совести и поймут, что процесс переработки отходов касается всех нас». А я считаю, что они должны почувствовать множество уколов, и не только по поводу отходов.

Впрочем, и версия Раша тоже неплоха. И это второе, за что я бы сказал ему спасибо. Ты только вдумайся, Вика: за последние пять лет объемы электронных отходов увеличиваются втрое быстрее, чем численность населения мира! В 2019 году на свалки было выброшено 53,6 млн тонн компьютеров, ноутбуков, компьютерных приставок, мобильных телефонов, телевизоров, холодильников и другой бытовой электроники. К 2030 году объем электронных отходов может достичь 74 млн тонн, а к 2050‑му вырастет до 120 млн тонн. Впечатляет, правда?

Западные эксперты стыдливо бормочут, что таков‑де обратный эффект промышленной революции. А я считаю, что ситуация с мусором — закономерное следствие капиталистической экономики и бесстыдной пропаганды безудержного потреб­ления. Промышленность лишь подстраивается под запросы общества, которое воспитано так, что хочет всего и побольше. Отсюда горы выброшенной электроники. Людям зачастую проще и даже дешевле купить новинку, чем починить старую технику. Которая к тому же склонна ломаться как по команде — сразу после истечения гарантии, чей срок становится все короче.

В мире уже не первый год твердят о «заговоре производителей», которые намеренно сокращают срок службы различных изделий, чтобы вынудить потребителя бежать в магазин за новой покупкой. Позиция жадных корпораций ясна: для роста экономики необходимо больше производить и потреблять, при этом не важно, насколько людям нужны эти вещи. В том, что стратегия «запланированного устаревания» существует, уже сознаются и некоторые западные экономисты, причем оправдывают ее тем, что в определенной степени это необходимо, «дабы бизнес мог реагировать на постоянно меняющийся спрос». Мол, будем жить по горло в отходах, иначе рухнет мировая экономика.

Протестовать против самых незыблемых принципов капитализма — уже само по себе отважный поступок. Может быть, скульптура Джо Раша — его своеобразный реванш по отношению к буржуям, даже если последние и заставили его играть по своим правилам. Он отомстил. За что я пожал бы ему руку в третий раз.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Проблема утилизации отходов актуальна давно, поэтому скульптуры, ей посвященные, впору делать из камня или бронзы — так долговечнее. Что касается произведения Джо Раша, то его инсталляция просуществует недолго и уж точно не поможет решить глобальную проблему. Она появилась, как говорится, в нужное время и в нужном месте: герои — известные политики, повод — саммит лидеров «большой семерки». Туристы создают селфи, телевизионщики — сюжеты. На фотографиях видно, что портретное сходство с политиками действительно имеет место. Вот, собственно, и все, что достойно описания.

Автор творения, комментируя результат своего творческого порыва, заявил: приборы, мол, нужно ремонтировать или сделать так, чтобы они служили дольше, потому что в противном случае они отправляются на свалку. Мы же видим, что хлам на что‑то сгодился. И даже, очевидно, кому‑то принес дивиденды. Но почувствовали ли политики или кто‑то там еще «укол совести» от появления скульптуры из отходов электронного производства? Вряд ли — они лицезрели ее разве что по телевизору. Вознамерятся ли производители электронных приборов делать продукцию более долговечной? Да не смешите меня! Тогда к чему все это скульптуроваяние? Отвечая сам себе на этот вопрос, соглашаюсь с аргументами Виктории, которой и присуждаю победу в сегодняшнем споре. Хотя тревогу Романа за экологическое будущее планеты тоже разделяю.

Александр НЕСТЕРОВ.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter