В американских экономике и политике беспрецедентный дефицит идей

Кто виноват и что делать

На выборах в США побеждает экономика. И только она. Конфликт в Украине, на Ближнем Востоке, позиция Вашингтона по взаимоотношению с другими регионами, развитие глобальной демократии — все эти вопросы находятся на периферии электорального сознания. Они однозначно не являются значимыми для американского общества. А если и анализируются, то в основном через призму собственного кармана. То есть на первом месте — налоги, уровень безработицы, социальные гарантии, цены. Но каких-то внятных решений накопившихся проблем не предлагают ни демократы, ни республиканцы.

Богатое меньшинство

А могут ли вообще американские политики влиять на национальную экономику? Сложно ответить однозначно. Так как присутствует системный кризис, связанный не с теми или иными решениями тактического характера. Корень проблем лежит в большей степени в структурной плоскости. В последние десятилетия рост экономики США обеспечивал не индустриальный, а финансовый и сервисный сектора. И если внимательно изучить официальную американскую статистику, то видны интересные долговременные тренды.

Сложившаяся структура экономики, по сути, является производной от известного дисбаланса современного капитализма — рост неравенства. Всемирный банк в своих исследованиях еще в середине прошлого десятилетия указывал на опасность поляризации общества по доходам.

Возможности потребления материальных ценностей у бедного большинства ограничены финансовыми возможностями. Богатое меньшинство уже полностью удовлетворило свои материальные потребности и формируют растущий спрос именно на услуги. Он делает сервисные отрасли высокорентабельными, что привлекает инвестиции (тех же самых богатых людей), там создаются рабочие места.

Бюджетное бессилие

Несмотря на демократическую риторику (которая уже, на мой взгляд, переросла в большей степени в демагогию), капиталистическое общество приобрело все черты иерархичности. Или классовости. Кому какой термин больше нравится. Социальный статус при рождении во многом определяет дальнейшую карьеру и судьбу. И выходцу из Гарлема или пригородов Чикаго весьма проблематично прорваться в высший свет бизнеса, административной иерархии, политики. В высоких сферах вращаются в большинстве своем выпускники Лиги плюща (объединение восьми университетов США). Не будем спорить, эти учебные заведения дают прекрасное образование. Но попасть в элитный вуз для простых смертных достаточно проблематично. Качественное образование в Америке стоит либо дорого, либо очень дорого, либо безумно дорого. Социальные лифты работают, но их кабинки слишком тесные, а пропускная способность крайне ограничена. И количество посадочных мест все больше сокращается.

Та же история про доступность медицины. Доля здравоохранения в Штатах — около 20 процентов ВВП. Здоровье стоит дорого либо недоступно дорого. Из той же серии цены на жилье. Недвижимость в капиталистическом мире является не столько имуществом, сколько активом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Словом, говорить о развитии личности достаточно сложно. Слишком много времени и сил уходит на удовлетворение базовых потребностей. Не стоит забывать, что уже более 20 миллионов американцев живут в трейлерах, как говорится, на постоянной основе. И не от тяги к кочевой жизни, а по причине отсутствия возможностей приобрести собственное жилье и даже арендовать.

Дифференциация по доходам заставляет бюджет все больше тратить на помощь различным категориям населения. В противном случае может произойти социальный взрыв. Однако расходы казны не только увеличивают давление на государственный долг, но и усиливают диспропорции. Впрыскивание дополнительных денег гражданам на здравоохранение повысило спрос на медицинские услуги и привело к росту цен. Врачебная помощь стала еще менее доступной в конечном результате для большинства граждан. И снова приходится оказывать государственную поддержку. Порочный круг, из которого простыми методами не вырваться.

Новые вызовы — старые идеи

После мирового финансового кризиса почти каждый политик в США обещает решить социально-экономические проблемы, притормозить или повернуть вспять рост цен. Обычно предлагают пощипать сверхбогатых людей.

Даже если при помощи колдовства и при удачном стечении обстоятельств удастся получить от богачей дополнительные миллиарды денег, то даст ли это социальный эффект? Бедным гражданам нужны продукты питания, жилье и другие материальные ценности и услуги. А их предложение ограничено в силу структуры экономики. И резко нарастить выпуск невозможно.

А лишние средства только раскрутят инфляцию, которую грозится побороть и искоренить окончательно каждый американский политик. Другими словами, тривиальные действия для преодоления социально-экономических диспропорций в США уже не являются эффективными. Что доказано и на теоретическом, и на эмпирическом уровне. Яркий пример — результаты реформы здравоохранения Барака Обамы.

А новых идей нет. Несомненно, они имеются в экспертном сообществе. Но они не востребованы у американской элиты. Простых инструментов нет: фактически для преодоления системного кризиса необходимы стратегические действия, связанные со структурными трансформациями в экономике. А это очень сложный процесс. Проще манипулировать во время электоральной кампании заношенными формулами. Правда, они совершенно не реализуемы. Это прекрасно понимают политики. Но продолжают заниматься популизмом. А после выборов продолжают наращивать государственный долг, раскручивать инфляцию и работать по стандартной схеме, даже не пытаясь выйти из накатанной колеи. Политический рейтинг важнее всего. Вот в чем проблема.

В ТЕМУ

У миллиардеров нет ощутимых ценностей. У них даже, по сути, нет денег. Конечно, несколько миллионов лежат на счетах. Но все огромные состояния заключаются в ценных бумагах. Теоретически можно акции, облигации и другие фондовые активы изъять (добровольно или принудительно), продать, а деньги отдать менее состоятельным гражданам. Но кто будет покупать ценные бумаги? Огромный вопрос. Кроме того, их котировки упадут, что грозит глубоким финансовым и экономическим кризисом. Такое история помнит во время Великой депрессии в первой половине прошлого века. Тогда все неприятности начались с того, что владельцы ценных бумаг стали стремительно и массово от них избавляться.

КСТАТИ

Кандидаты в президенты США Дональд Трамп и Камала Харрис провели теледебаты. Оппоненты критиковали друг друга и сыпали обвинениями. По мнению экспертов, никому из них нельзя отдать однозначную победу. Что касается украинского конфликта, то Харрис заявила, что США продолжат поддержку Киева, а Трамп заверил, что завершит эту войну еще до своей инаугурации. Насколько реалистичными окажутся эти предвыборные обещания, покажет время.

УСЛУЖЛИВАЯ ИНФЛЯЦИЯ

Как ни парадоксально, наибольшую долю в американской инфляции обеспечивает сервисная сфера. В разрезе 20 — 30 лет инфляция услуг по динамике значительно опережала рост цен на большинство товаров. В некоторые периоды общество будоражит резкое подорожание бензина или курятины. Такое случается. Но после всплеска обычно идет откат. По той банальной причине, что ограниченный спрос ограничивает аппетиты производителей. Намного больше давит на жизнь обывателей инфляция услуг. Прежде всего образование, здравоохранение, аренда жилья — эти сегменты по росту цен на порядок опережают средние показатели (в долгосрочном периоде).

Сервисный сектор является наиболее прибыльным. Поэтому в него устремляются и инвестиции, и трудовые ресурсы. Производственная сфера выглядит менее привлекательной и для бизнеса, и для наемных работников. Поэтому промышленное производство фактически не растет.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter