Это заявление вызвало большой резонанс. Сегодня опасность заключается не только и не столько в том, начнется ли ядерный конфликт между Индией и Пакистаном. Но еще важнее — не будут ли подвержены ревизии и другие ядерные договоренности? Тем более что Индия и Пакистан не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года устанавливает, что ядерными державами де-юре признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года, — США, СССР/Россия, Великобритания, Франция и Китай.
Но на самом деле государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия, гораздо больше.
В ядерный клуб входят также «молодые» ядерные державы, не подписавшие договор о нераспространении (Индия, Пакистан, КНДР). Имеются также неофициальные ядерные державы, как, например, Израиль, не комментирующий свой ядерный статус.
Здесь надо учитывать и страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды).
Наконец, тема нераспространения чувствительна для государств, имевших в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшихся от него (Беларусь, ЮАР, Украина, Казахстан).
Таким образом, существует достаточно сложная система ядерных взаимоотношений и интересов, в которой очень важны ясные безукоризненные правила игры.
В прошлом году Пентагон обнародовал новую ядерную доктрину США. В американском оборонном ведомстве объявили, что усилия США будут направлены на разработку ядерных боезарядов малой мощности. Кроме того, в доктрине говорится, что Вашингтон продолжит тратить средства на модернизацию ядерных сил и развитие элементов ядерной триады (межконтинентальные ракеты, стратегические подводные лодки и бомбардировщики). Расширенное ядерное сдерживание продолжит быть краеугольным камнем американских усилий по нераспространению.
В российской концепции применения ядерного оружия не прописан превентивный удар.
К сожалению, эти правила подвергаются сегодня эрозии в условиях острого соперничества ведущих государств мира, разрывающих основополагающие договоры безопасности даже между собой. Слом мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны, несет с собой деформации глобальной безопасности.Но в прошлом году комитет Совета Федерации по обороне предложил Совету безопасности рассмотреть возможность подготовки новой редакции «Основ политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». И по крайней мере, на уровне дискуссий в экспертном сообществе обсуждается «определение условий перехода России к применению ядерного оружия, принятия решения на ответные действия при применении противником гиперзвукового оружия и других видов стратегического неядерного оружия».
В целом, как констатирует Стокгольмский институт исследования проблем мира, США и Россия инвестируют в ядерную модернизацию, а Индия, Пакистан, КНР и КНДР наращивают арсеналы. Успокаивает то, что ни Штатам, ни России доведение гонки вооружений до уровня Карибского кризиса не нужно и все последние события можно считать проявлением жесткой дипломатии. Свою позитивную роль в этом могут сыграть все участники ДНЯО, включая Беларусь.
romanova@sb.by