Вопрос о трудовом обучении и воспитании школьников, активно поднимаемый последнее время, давно требует решения, ведь проблемы начались еще в начале 2000–х. Когда, во–первых, сократили количество часов на эту дисциплину, а во–вторых, исключили предмет «Черчение» из школьной программы. Но если в 2009 году черчение вернули в 9–х классах, то с трудовым обучением в средних школах ситуация сейчас такая: в 5–х классах — один час в неделю, в 6 — 8–х классах — по 2, а в 9–х — по часу. При этом в гимназиях с 5–го по 8–й класс предусмотрен лишь один урок в неделю, а в 9–м предмет и вовсе убрали из учебного процесса. Но разве школьники не могут или не должны получать трудовые специальности? Нам нужна своя новая, надежная, конкурентная техника — это позиция Президента. А кто будет изготавливать и собирать детали? На мой взгляд, один час в неделю — это демонстрация того, что трудовое обучение считают предметом второстепенным. Отсюда и идет пренебрежение, а потом и отвращение к труду.
К этой проблеме примыкает другая: в учебных заведениях мало мужчин, да и те часто пенсионеры. Причина — зарплата. Давайте подсчитаем на примере гимназии. С 5–го по 8–й класс — у трудовика всего четыре часа в неделю, а если два комплекта классов — в сумме выходит восемь часов. Но даже если их
будет 12, что в итоге получит учитель? А если это еще и молодой специалист? Скажем прямо, негусто. В школах ситуация чуть лучше: при двух комплектах классов выходит 16 часов в неделю. Да, в новых школах есть и больше классов–комплектов, в итоге есть и заработок. А в малых городах, поселках и агрогородках — соглашайтесь на неполную ставку. Пока холост — одно, но на что будет жить семейный человек? Между тем в советской школе был такой вариант добавки к заработной плате учителей трудов, как заведывание мастерскими. Работы и ответственности там, как говорится, через край — и станочное оборудование, и материалы, которые надо достать к занятиям и привезти. Плюс к уроку следует иметь определенное количество заготовок для каждого класса. А еще инструмент, который надо заточить, проверить настройку. И самое главное — безопасность учеников на уроках труда, за которую опять–таки отвечает учитель. Утверди Министерство образования сейчас несколько часов заведования мастерскими, это стало бы хорошим стимулом для педагога.
Николай МОТОРИН, учитель высшей категории технического труда.
Минск.
Трудовое обучение - предмет не второстепенный
Кто научит трудолюбию?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.