Несколько лет тому назад, обучаясь в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, вместе с группой слушателей я побывал на Кольском полуострове — одной из военных баз российского подводного флота. Там нам показали местный музей, посвященный истории создания и развития военно-морского флота России. Экскурсовод рассказала, что у истоков создания российского подводного флота стояли уроженцы Беларуси Казимир Черновский и Карл Шильдер (на снимке), и показала соответствующие экспонаты — фотографии чертежей первых подводных лодок, сконструированных и построенных этими инженерами. Услышав эту информацию, я заинтересовался: Беларусь никогда не была морской державой, и такая тяга к морю наших соотечественников удивляла. Одним словом, я решил разобраться.
Оказывается, Казимир Гаврилович Черновский (1791—1847) был не только ученым-изобретателем, но и пламенным революционером. Уроженец Игуменского повета Минского воеводства (теперь Червенский район Минской области), сын местного помещика, он в годы учебы в Петербурге в медико-хирургической академии увлекся одновременно реализацией идеи создания подводного судна и революционными взглядами тайных обществ декабристов.
В 1829 году как члена «Национального патриотического общества» Черновского арестовали. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, он вернулся к своим увлечениям и без всякой литературы, приборов и технических приспособлений, фактически по памяти создал чертежи и подробное техническое описание проекта подводной лодки, которые сумел передать через тюремную администрацию лично императору Николаю I, надеясь на помилование и предоставление необходимых средств для продолжения работы (как дворянин он имел на это право). Однако царь потребовал доработать проект.
Казимир Гаврилович продолжил работу и в 1832-м представил новые документы. До нас дошли чертежи Черновского. Он предлагал создать судно с металлическим корпусом цилиндрической обтекаемой формы, способное опускаться под воду и плавать как под ней, так и на ее поверхности. Опускание и подъем корабля должны были осуществляться за счет наполнения водой или опорожнения специальных кожаных емкостей. Для движения под водой Черновский предлагал использовать реактивную толчковую струю, как это делают некоторые морские животные, например, медузы, кальмары, осьминоги и спруты. Ее должны были создавать весла своеобразной конструкции с закрывающимися и раскрывающимися концами наподобие зонтов. Движение по водной поверхности осуществлялось при помощи паруса. И мачта, и весла при необходимости складывались внутри корпуса судна.
Проект подводной лодки, разработанный в тюрьме революционером К.Г. Черновским.
Проект подводной лодки, разработанный в тюрьме революционером К.Г. Черновским.
Казимир Черновский детально проработал все вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности экипажа подводной лодки: его размещения и питания, вентиляции, систему поддержания необходимого давления внутри корпуса лодки при ее нахождении на глубине. Так как субмарину предлагалось использовать в первую очередь в военных целях, было описано ее вооружение. Черновский разработал также чертежи водолазных скафандров и перископа.
Военное министерство официально отклонило проект Черновского. Однако его идеи и технические разработки были приняты к сведению и легли в основу практических работ по созданию подводной лодки, которые проводились в это время под руководством нашего земляка, уроженца Невельского повета Витебской губернии (теперь Невельский район Псковской области РФ) военного инженера генерала Карла Андреевича Шильдера (1785—1854).
Почтовая марка, выпущенная в России и посвященная талантливо-
му изобретателю, нашему земляку К.А. Шильдеру. |
Самым известным изобретением генерала Шильдера стала первая бронированная подводная лодка. Учитывая разработки Казимира Черновского, Шильдер создал металлическую субмарину водоизмещением 18 тонн, способную погружаться на глубину до 20 метров и двигаться под водой со скоростью около 0,5 узла. Приводилась в движение такая подводная лодка при помощи четырех специальных гребков наподобие гусиных лапок, приводимых в движение мускульной силой экипажа. На поверхности воды она передвигалась под парусами, при опускании под воду мачта складывалась внутри корпуса судна. Экипаж подводной лодки состоял из 10 человек; на вооружении были 6 зажигательных и фугасных ракет, запускаемых электрическим способом со специальных станков, крепившихся по обоим бортам лодки, и шестовая мина.
Строительство бронированного подводного судна проходило в Петербурге на Александровском литейном заводе под личным руководством генерала Шильдера в строгой тайне. 29 августа 1834 года на реке Неве в присутствии императора Николая I были проведены ее успешные испытания. С лодки запускались четырехдюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусные шаланды на якорях.
Подводная лодка К.А. Шильдера с ракетными станками. Иллюстрация из советского учебника «История военного искусства» (1965 г.).
Подводная лодка К.А. Шильдера с ракетными станками. Иллюстрация из советского учебника «История военного искусства» (1965 г.).
Проект подводной лодки Шильдера был настолько засекречен, что о ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно — сама лодка пропала бесследно. Так как же сложилась дальнейшая судьба основоположников российского подводного флота, уроженцев Беларуси Казимира Черновского и Карла Шильдера?
В 1834 году (в год испытаний подводной лодки) Черновский был освобожден из тюрьмы (последнее время он находился в Шлиссельбургской цитадели) и направлен на вечное поселение в Архангельск. Верный революционным идеям, он вместе с другими ссыльными единомышленниками строил планы по поднятию восстания на русском Севере, захвату кораблей и переходу на помощь повстанцам в Испанию, где в тот момент произошла очередная революция. Однако заговор был раскрыт, и Черновский был направлен на пожизненную ссылку в Вятскую губернию, где и скончался в городе Сарапул в 1847 году в возрасте 55 лет.
Заслуги генерал-адъютанта Шильдера высоко ценил император Николай I. В 1853 г. началась Крымская война, и Карл Андреевич отправился на Балканский театр военных действий в действующую армию. При осаде города Силистрии на Дунае в Болгарии он был тяжело ранен осколком гранаты в ногу и от полученных ран скончался в военном госпитале в городе Калараш в Молдове в 1854 году в возрасте 69 лет.
Сергей Лютко, кандидат исторических наук, доцент военной академии
Минск