Россия и Эстония перенимают у нас опыт педагогических классов

Кто хочет стать педагогом

С 2015 года в белорусских школах появились педагогические классы. Задача у них была непростая, но очень важная: сориентировать талантливых учеников на карьеру в образовании. В разных регионах страны тогда открыли 102 таких класса, и азы профессии учителя в них начали осваивать 1300 10‑классников. В этом учебном году уже в пятый раз старшеклассники погрузились в курс «Введение в педагогическую профессию». Дает ли нестандартная идея свои плоды? 


Акцент на мотивацию

Сегодня в 438 педагогических классах и группах занимаются 4036 старшеклассников. У лучших из них есть приятный бонус — возможность стать студентами педагогических специальностей вузов без экзаменов. Но многие льготами не пользуются, поступают на общих условиях. К примеру, в 2017 году студентами БГПУ им. М. Танка стали 130 выпускников педклассов, а в прошлом — 223. Всего же в 2018‑м в вузы страны на педагогические специальности поступили 589 выпускников педклассов и групп, льготным же правом воспользовались лишь 243.

— От того, какие абитуриенты придут к нам сегодня, зависит, какие учителя придут в школу завтра, — говорит ректор БГПУ им. М. Танка Александр Жук. — В этом году на педспециальности в вузы поступили 679 выпускников педагогических классов и групп. Без экзаменов в БГПУ зачислены 132 человека, еще 62 не воспользовались льготами и поступали по результатам ЦТ. Мы видим, что это мотивированные ребята, которые уже примерили на себя профессию.

Учеба в педклассе — это еще не пропуск к работе у доски. Тут нужно и высокий балл по всем предметам держать, и быть активным во всевозможных мероприятиях. Например, в Минске рекомендации для поступления получили в этом году лишь 18% выпускников педклассов, хотя в столице нехватка кадров. Но, как показывает статистика, даже те, кто не получил заветную рекомендацию, а вместе с ней и шанс стать студентом по собеседованию, успешно сдают ЦТ и уверенно вливаются в ряды будущих педагогов. Через тестирование идут в университет и те, кого смущают 5 лет отработки по распределению. А на особенно востребованные специальности, где и так очередь из желающих, без экзаменов и вовсе не берут. В целом же на педспециальности поступает каждый третий из тех, кто прослушал курс «Введение в педагогическую профессию». И если в Витебской области таких старшеклассников меньше 20%, то в Брестской и Гомельской — больше 40%. Показательно, делает акцент замминистра образования Александр Кадлубай, что действительно мотивированных ребят не пугает даже пятилетняя отработка:

— Учитель — это центр образовательной системы. И конечно же, очень важно, кто придет в профессию: случайный человек или сориентированный, знающий нюансы и трудности. Настоящий результат работы педклассов мы увидим лишь через десятилетия, когда их нынешние выпускники, придя в школу, подготовят новых влюбленных в профессию учеников.


Брать пример и быть примером

Исследования говорят: основным фактором выбора профессии для подростков становятся семейные традиции или пример человека, которого школьник воспринимает как образец. Вот и в нашей сфере образования трудятся более 600 педагогических династий… 

У третьекурсницы факультета начального образования БГПУ Дануты Власовец педагогов в семье нет, но с блеском в глазах она рассказывает, как всегда хотела работать с детьми. Первым серьезным шагом к мечте стал педагогический класс Греской средней школы Слуцкого района. Улыбаясь, девушка представляется Данутой Викторовной и вспоминает, как волновалась перед собеседованием при поступлении, хоть и была к нему готова на все сто:

— Уже в первом семестре первого курса я приняла участие в проекте «Музыка в красках», а затем были проекты на французском языке. Сначала мы с однокурсницами разработали такой про национальные особенности традиционных французских блюд и специфику их «белорусизации» — «Вкус Франции в Беларуси», а в международный день франкофонии провели в минской гимназии № 74 урок по книге французского писателя Рене Госинни «Малыш Николя». На занятии присутствовал сам атташе по сотрудничеству в области среднего и высшего образования посольства Франции в Беларуси Ксавье Ле Торривеллек. Успех меня окрылил!


Позже Данута расширила область своих интересов и погрузилась в совместный проект с РНПЦ кардиологии по здоровью сердца, разработала еще несколько по чтению на родном факультете, составляла игровые задания для детского журнала… 

— Мне очень нравится, что в университете есть проект «Студент на один день», он очень нужный. Я сопровождала школьников, которые учатся в педагогических классах и приехали попробовать себя в роли студента. Были ребята и из моей школы. Очень волнительно, ведь я теперь служу для них примером. 

Кстати, каждый февраль в БГПУ проводят анкетирование среди первокурсников, которые пришли именно из педклассов. В этом году две трети студентов ответили, что уверены в выборе профессии. Если бы вновь поступали, выбрали бы ту же специальность? Здесь утвердительно кивнули 81% опрошенных. Более 75% подтвердили, что справляются с учебной нагрузкой. При этом каждый пятый считает, что педагогический профиль в школе «очень помог», 46% ответили просто «да», а каждый четвертый — «частично». В педуниверситете уверены: эти данные в очередной раз подтверждают, что учителя в таких классах и группах работают хорошо и дети к ним приходят действительно мотивированные. К слову, 3 года шел эксперимент и по привлечению школьников в профессию уже с 5‑го класса. Его результаты настолько впечатлили, что с сентября инновационный проект стартовал на 16 площадках. 


За опытом — в Беларусь

Недавно БГПУ им. М. Танка принимал уже III Международную конференцию «Педагогические классы: опыт и перспективы». Поделиться наработками и поучиться у коллег приехали специалисты из России, Эстонии, Украины, Казахстана и Китая. Проблема подготовки профессиональных учителей для всех общая. 

Галина Скударева, завкафедрой педагогики Государственного гуманитарно‑технологического университета и почетный работник общего образования России, рассказала, как в 2017 году в подмосковной Электростали запустили пилотный проект с педагогическими классами. И если у нас это 10 «Б» или «В», то там остановились на 10 «У», то есть «учительский». Опыт перенимали в том числе у минской средней школы № 6. Поступить в такой педагогический класс непросто: кандидаты в ученики сдают испытания по русскому языку и математике, проходят психологическое тестирование, да и знания по всем предметам должны быть минимум на четверку по 5‑балльной системе. 

— Очень важно, что у нас проходит еженедельная практика с учителями начальных классов, — делится подробностями директор средней школы № 11 Электростали Марина Азарова. — Ученики начинают с того, что наблюдают, потом помогают с раздаточными материалами, а к концу первого года уже проводят самостоятельное 30‑минутное занятие. На данный момент 61% таких ребят стали студентами педагогических специальностей. 


Перенимали у наших педагогов опыт и эстонцы, где тоже 3 года назад педагогический класс открыли в школе города Кохтла‑Ярве. Всего 17 человек, но к делу подошли очень основательно. Занятия у будущих учителей по профессиональным дисциплинам вели преподаватели Нарвского педколледжа, и из первого набора связать жизнь с образованием решили шестеро. Сейчас на смену педклассу пришло педагогическое направление, объясняет учитель Валентина Иванцова: 30 учеников 7 — 9‑х классов (в Эстонии учатся 12 лет), которые уже стали менторами в начальной школе. Такие ребята с удовольствием занимаются с малышами — праздники, викторины, увлечение чтением… 

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter