В Минском областном родильном доме всех новорожденных обследуют новыми портативными аппаратами для УЗИ
День выполнения полетов начинается с воздушной разведки погоды. Затем — подготовка авиационной техники, командир дает предполетные указания летчикам об особенностях воздушной навигационной обстановки, связи и другие. Разведку погоды уже выполнил лично заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации генерал-майор Александр Карев. Он доставил меня и фотографа на вертолете Ми-8 прямиком от 50-й смешанной авиабазы в Мачулищах до взлетно-посадочной полосы истребительной авиабазы. Предполетные указания закончились, летчики сверили часы. Это уже традиция — спутниковые навигационные системы новейшего истребителя Су-30СМ и так показывают самое точное время. До полетов остается час. Летчики берут свое снаряжение, выдвигаются к самолетам.
В конце февраля российские инструкторы стали обучать наших военных летчиков управлять Су-30СМ. В России, откуда родом эти самолеты, они стоят на вооружении с 2013 года. Начальник исследовательского отдела Липецкого авиационного центра полковник Александр Гостев может долго хвалить новый истребитель, и, поверьте, есть за что:
— Прекрасный самолет. Прежде всего поражают его характеристики. Высота полета, скорость и маневренность, возможности прицельно-навигационного комплекса, широкая номенклатура вооружения. А прицел радиолокационного принципа действия просто сказка.
Новые системы навигации самолета позволяют применять вооружение по заданным координатам. То есть летчик не целится визуально, а за облаками исключительно по данным широты и долготы направляет корректируемое высокоточное вооружение, например, управляемые ракеты с головками самонаведения, прямо в цель.
Именно в Липецком авиационном центре еще до прилета новых истребителей в Барановичи из Иркутска наши военные летчики познакомились с новой техникой в теории. Среди них и майор Сергей Глущенко:
— Су-30СМ позволяет летать на меньших скоростях и с большим углом атаки, и летчику не нужно переживать, что он свалится в штопор. Новый истребитель энергично ломает траекторию полета, при том, что весит он больше транспортного Ан-26.
Су-30СМ — универсальная машина. Годится как для ближнего радиуса действий, так и для длительных полетов.
Такая прыткость достигается благодаря большому числу отклоняемых поверхностей. Стабилизаторы, флапероны совмещают в себе закрылки и элероны, а адаптивно управляемые носки крыла и переднее горизонтальное оперение улучшают аэродинамику самолета и его маневренность. Плюс у новых самолетов есть отклоняемые векторы тяги. Самолет в режиме ожидания — сопла задумчиво смотрят вниз, запустятся двигатели — взбодрятся.
Су-30СМ — универсальная машина. Годится как для ближнего радиуса действий, так и для длительных полетов. Кабина у нового истребителя двухместная, но это не учебно-боевой самолет, а боевой самолет с возможностью обучения экипажа. Сзади место второго летчика — штурмана. Можно пилотировать самолет и одному. Однако вдвоем летать все-таки легче. Один летчик пилотирует, второй целится. Как у танкистов: механик-водитель и наводчик.
Зеленая сигнальная ракета взмыла ввысь — начались полеты. Техники провели предстартовую проверку всех систем управления. Басовито загудели мощные авиационные двигатели. Су-30СМ выруливает на взлетную полосу, техник провел рукой по крылу. Еще одна летная традиция. Поехали!
ikras@sb.by