В нынешнем году на Брестчине закрыли три малоэффективных свинокомплекса — «Приозерный», принадлежавший ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод», а также аналогичные производства в ОАО «Дворецкий» Лунинецкого и ЗАО «Белпромприбор» Ляховичского районов. В отрасли они были не самыми слабыми, особенно если учесть, что за последнее десятилетие ее серьезно оптимизировали, закрыв около двух сотен мелких свиноферм и устаревших комплексов, которые оказались неконкурентоспособными. В «Дворецком» и «Приозерном» мощности планируют обновить и сейчас ищут инвесторов. В «Белпромприборе» основной упор сделали на молоко, и комплекс не намерены модернизировать. Специалисты, с которыми я пообщался, отмечали, что с ним было немало проблем.
Когда-то бытовало мнение, пусть и не очень распространенное, что такие кардинальные меры, как оптимизация неэффективных производств, негативно отразятся на производстве свинины. В реальности все оказалось наоборот. Комплексы в каменецком ОАО «Беловежский», ОАО «Ружаны-Агро» и «Журавлиное» Пружанского, ОАО «СГЦ »Западный» Брестского районов и другие вполне способны справиться с поставленными задачами. В нынешнем сезоне, правда, из-за проблем на объектах, которые не модернизировали в свое время, поголовье свиней в области снизилось. По прогнозам, оно ожидается на уровне 95 процентов к уровню прошлого года — 455 тысяч голов. Однако за счет роста продуктивности (среднесуточные привесы хрюшек в регионе самые высокие по республике — 650 граммов) производство мяса снизится не столь заметно. А чтобы отрасль стабильно развивалась, поголовье нужно довести до полумиллиона. И это необходимо сделать в ближайшей перспективе.
Свиноводство в области — одна из ведущих отраслей. В структуре валовой продукции аграрного сектора оно занимает десятую часть, и погоду здесь делают крупнотоварные производства. Помню, несколько лет назад жители Столинского района пожаловались на то, что из-за буферной зоны их обязали избавиться от хрюшек в личных подсобных хозяйствах. При этом на ферме сельхозпредприятия поголовье едва превышало три тысячи.
Я посмотрел, в каких условиях содержали свиней некоторые хозяева. В такой грязи не только африканская чума — любая зараза могла появиться в два счета. И не стало бы живности ни на подворьях сельчан, ни в соседствующем с ними хозяйстве. Свиноферму там со временем закрыли, перейдя на другую специализацию. Вокруг крупных комплексов, которые модернизировали или строили с нуля, навели порядок, четко определившись с буферными зонами. Нарекания от людей, конечно, были, они сетовали на то, что их лишают подсобного хозяйства, но и в итоге сами оказались в выигрыше.
В пружанском ОАО «Журавлиное», например, есть мощности по переработке мяса. Полуфабрикаты и готовые продукты реализуют в собственных торговых точках по приемлемым ценам. Ну а те, кто проживает за пределами буферной зоны, могут купить поросят в хозяйстве. Желающих, впрочем, не так много.
Сегодня среднесуточные привесы хрюшек на лучших комплексах — более 700—800 граммов. В пружанском ОАО «Ружаны-Агро» этот показатель 860 граммов, поголовье свиней — 20 тысяч. Комплекс плюсует к прошлому году и имеет резервы для дальнейшего роста. Очевидно, что, поставив на крупнотоварные производства и современные технологии, на Брестчине выиграли. Отрасль имеет задел на перспективу, и, наверное, это главный плюс преобразований.
kurec.a@mail.ru
Крупные комплексы на Брестчине делают погоду
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.