Кротиные истории. Как гроза дачников стал любимцем детворы

Мы учимся всю жизнь. Учимся на увиденном и услышанном. Узнаем новое на уроках, в книжках и фильмах. И чем занимательнее получение знаний, тем легче они запоминаются и остаются на всю жизнь. Маленький крот стал не просто одной из визиток чехословацкой мультипликации, но и своего рода прекрасным проводником для малышей в большой мир сложных вещей и понятий, рассказывая о них без слов, зато по–детски доступно и весело.


История появления забавного Крота обросла легендами еще при жизни автора — прекрасного художника, создавшего множество мультфильмов, Зденека Милера. Все началось с того момента, когда в 1954 году на студию поступил запрос на мультик, рассказывающий детям о производстве одежды. Сценарий был наполнен описанием действий станков и разных механизмов. Такая концепция образовательного фильма совершенно не понравилась художнику. Ему было очевидно, что заинтересовать маленьких зрителей банальным показом технологии производства — пустая затея. Куда занимательнее сделать ее лишь фоном приключений забавной зверюшки. В ее выборе и таилась главная сложность.

Зденек Милер не хотел рисовать котов, собачек, мышей или уток. Все они, как и многие другие животные, в середине ХХ века уже приелись детворе вместе с мультфильмами Уолта Диснея. Два месяца прошли в бесплодных размышлениях. И в какой–то момент за свежей идеей Милер отправился в лес. Несколько часов порожних поисков вывели его на полянку. Там, уставший от бесконечных и безуспешных раздумий, художник споткнулся о горку кротового хода...

Озаренный мыслью, Милер поспешил домой и открыл «Жизнь животных» Альфреда Брема. Перелистав несколько страниц популярной энциклопедии с картинками, разочаровался. Изначально ему показалось, что из крота мультгероя не сделаешь: «Этакая странноватая мышь без ушей, с длинным носом, да еще и слепая. Попробовал нарисовать его таким, чтобы превратился в симпатичного персонажа для детского фильма. Рисовал так долго, пока наконец он не стал мне нравиться». Зоологи, конечно, могли смеяться над этими красивыми, выразительными, вопросительными глазками, и над непривычным красным носиком, которым художник добавил красок черно–белому лицу героя. Но в итоге долгие недели неустанной работы над образом не прошли даром. Обаятельный герой появился в мультфильме «Как крот штанишки нашел», однако перед этим зверьку припомнили его садово–огородную деятельность.

Художественный совет на киностудии должен был одобрить новый сценарий, предложенный Милером. Как и везде в странах бывшего соцлагеря, совет являл собой этакий цензурный фильтр, в котором отсеивались вредные идеи. Детская история про крота, казалось бы, не несла в себе никакой идеологической крамолы. Но...

Зденек Милер в одном из интервью делился с журналистом перипетиями заседания, на котором собрались Карел Конрад, Мария Пуйманова, Мария Маджерова и другие известные чехословацкие писатели: «Когда я рассказал им о кроте, Карел Конрад вскочил и закричал: «Никогда! Я не допущу подобного! Я категорически против! Я готов уничтожить всех кротов! У меня сад, полный кротовин!» Ошарашенные таким неожиданным поворотом писатели выслушали коллегу, а потом Пуйманова и Маджерова обратились примирительно: «Ну, Карличку, это довольно хорошая идея...» Ласковые слова сработали и в конце концов убедили, сценарий одобрили». Собственно, именно благодаря этим женщинам крот и появился на экране.

Первый мультфильм дошел до зрителя только в 1957 году. Он понравился чехословацким детям, а главное, получил и международное признание, его отметили на Венецианском кинофестивале. Несмотря на такой успех, следующие истории появились не сразу. Лишь спустя шесть лет был снят второй фильм «Крот и автомобильчик», еще через три года «Крот и ракета». В героя полноценного сериала крот превратился спустя еще пару лет, когда чехословацкая студия с 1968 по 1976 год выпустила более двух десятков мультфильмов. Именно в эти годы его и полюбила вся советская детвора, тогда по вечерам в программе «Спокойной ночи, малыши» после традиционных дискуссий между Филей, Хрюшей и Степашкой мы регулярно смотрели поучительно–развивающие истории про забавного кротенка.

Мультприключения оказались доступны любому возрасту во всем мире без перевода, потому что они разворачиваются без слов. Собственно, такую цель и преследовал Зденек Милер: «В первой серии кротик разговаривает, тогда у меня был очень хороший парнишка — первоклассник, и он наговорил текст, объясняющий, каким образом можно соткать полотно. Но после этого фильмом заинтересовались за рубежом. Уровень дубляжа в те годы был слабый, поэтому мы от этого отказались. Так что остальные серии — пантомимические, остались только самые простые звуки: смех, плач и лишь отдельные слова, помогающие персонажу развернуть действие».

Вообще, кто знает, как развивалось бы озвучивание мультфильмов, если бы не маленькие дочки Милера — Катерина и Барбара. Это их голоса звучат за кадром. Когда снимались первые истории, младшей было три года, старшей — почти пять. Девочки обладали красивыми голосами и очень здорово смеялись. Куда сложнее оказалось заставить их плакать: «Это, в общем, на моей совести. Я просто оставил их на студии, немного посердившись на них. Они не привыкли к такому — у нас всегда были прекрасные отношения. И от удивления начали плакать. Рыдания получились самые настоящие. Так что, когда вы слышите плачущие звуки маленького кротенка, знайте, что это действительно две мои несчастные дочки», — раскрывал секрет Зденек Милер.

Веселый смех, наивность, изумление, бесконечное дружелюбие — это, безусловно, то, что уже не одно поколение детей привлекает в этом необычном герое. С детворой у него много общего — любопытство, желание иногда идти навстречу опасности, а также быть с близкими, с теми, кого любим. Поэтому у крота есть друзья — мышонок, ежик, лягушонок...

Подобно малышам, кротенок открывает новый для себя мир. Мир разный, но практически все истории несут важные социальные послания. Кто из детей, например, не понимал важности соблюдения норм поведения после просмотра мультфильма «Крот и транзистор», когда из–за шумной музыки наш герой распугал всех лесных друзей? Или «Крот и жвачка». В эпоху СССР, когда обычные сегодня жевательные резинки являлись недоступным удовольствием, нам и в голову не приходило, сколько проблем может принести неряшливость в обхождении с ними. Вообще, тема экологии, сохранения и охраны природы, так популярная теперь во всем мире, проходит через многие приключения крота. Каково оно окружающим нас животным, а вместе с ними и обычному человеку в агрессивно наступающую техногенную эпоху?

После двух десятков коротких мультфильмов в восьмидесятые и начале девяностых на студии вышли несколько получасовых серий, а с 1995 года Зденек Милер вернулся к мини–формату. Последний фильм о приключениях крота вышел в 2002 году, когда художнику было уже восемьдесят. Несмотря на повсеместный компьютерный прогресс, Милер всю основную работу выполнял вручную, оставляя для техники лишь рутинное копирование и раскраску рисунков.

Истории черно–белого крота с забавным красным носом и обезоруживающим смехом были показаны более чем в 80 странах. Во многих местах неунывающий крот даже более олицетворяет собой Чехию, чем пиво или бравый солдат Швейк. Особенно для детей. Отправляясь впервые в эту страну и изначально раздумывая над тем, что привезти в качестве сувенира сыну, я отбросил все сомнения, когда случайно наткнулся в Карловых Варах на магазин традиционного чешского фарфора и стекла. Там с витрины на меня весело смотрели крот и его друг — мышь. Симпатичный набор детской столовой посуды прослужил нам лет десять. И первое время очень стимулировал сына за обедом доедать до конца, оставлять исключительно чистую посуду — ведь только в этом случае на дне тарелки можно было увидеть кротенка!

Игрушки, посуда, зонтики, постельное белье для малышей... В последние годы жизни Зденеку Милеру регулярно поступали бизнес–предложения о сотрудничестве. Он предоставлял только исключительные права и только на детские изделия. Крот стал героем нескольких книг с иллюстрациями Милера. Уже после смерти художника в ноябре 2011 года очередная волна популярности накрыла крота в Китае. И два года назад у него появился новый друг — панда. Каролина Милерова, внучка художника, дала разрешение на выпуск развивающего мультсериала «Крот и панда». Компьютерные технологии в одночасье позволили выпустить несколько десятков серий. Но разве их можно сравнить с давними рукотворными мультфильмами Зденека Милера?..

Крот и ракета

Крот Зденека Милера заглянул во Вселенную не только в мультике 1965 года. В 2011 году популярный персонаж отправился в космос на шаттле «Индевор». «Мне и в голову не могло прийти такое, — восхищался художник, отмечавший в том году 90–летний юбилей. — Но думаю, кротенок заслужил этот полет». На борт космического корабля девятнадцатисантиметровую фигурку зверька в качестве талисмана взял с собой астронавт Эндрю Фьюстел. Идея принадлежала жене астронавта, которая имеет чешские корни и многократно читала сыновьям перед сном истории о кротенке. В общей сложности персонаж провел на орбите две недели, а чтобы он не потерялся в невесомости, Фьюстелу потребовалась специальная липучка, которой он крепил игрушку на космической станции.

Кстати

Зденека Милера часто донимали вопросом: «А у вас никогда не было крота в саду?» На что он отвечал: «Конечно, был! Но я знаю хороший рецепт, как от него избавиться. Поставьте в нору очень громкое радио, и он обязательно уйдет».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter