В Беларуси один из самых низких в Европе показателей младенческой смертности. Это результат системного подхода и напряженного труда неонатологов — медиков, выхаживающих детей, которые появились на свет раньше срока. Каких затрат и усилий стоит каждая спасенная жизнь, узнали журналисты «Р».
Уровень профессиональной квалификации неонатологи повышают регулярно.
Ребенок — главный
Почти полвека работы и тысячи малюток, поступавших сюда с массой менее полутора килограммов. Нередко — прямо из реанимации. Когда-то сам факт выживания таких детей считался удачей. Сегодня им помогают набрать нормальный вес и расти дальше, не отличаясь от сверстников. Сомневаться в том, что это возможно, не стоит. Среди людей, родившихся раньше срока, политики Линкольн, Наполеон и Черчилль, полководец Суворов, ученые Ньютон и Эйнштейн, писатели Гюго и Твен, композитор Вивальди и другие знаменитости. Читаю об этом в статье, размещенной на стенде в коридоре. Такой ненавязчивый способ психологической поддержки мам, которые сейчас преодолевают непростой период.— Главный в отделении у нас, конечно, ребенок, — говорит Елена Гончарова. — Но и для мам стараемся создать максимально комфортные условия. Прекрасно понимаем, насколько им сейчас тяжело и через что приходится пройти.
В отделении сегодня двадцать пять коек. Почти все — для совместного пребывания. Для родительниц, которые по каким-то причинам не могут находиться в палате, есть отдельная квартира-студия. Здесь две спальни, санузел, комната отдыха с холодильником, микроволновкой и телевизором. Комфорт предоставляется бесплатно.
Баю–баюшки
Через стеклянные двери одной из палат наблюдаем за спящими малышами. Смотреть на них можно бесконечно. Самые крохотные пациенты находятся в кувезах, внутри которых создается и поддерживается оптимальный климат. Температура и влажность воздуха регулируются индивидуально — в зависимости от потребностей ребенка.Также в распоряжении врачей многофункциональные мониторы, аппараты УЗИ и другое оборудование стоимостью в десятки тысяч долларов. А помимо круглосуточного присмотра неонатологов, помощь оказывают профильные специалисты.
— Ничего этого мы раньше не имели, — Елена Гончарова вспоминает конец 1990-х. — В городском роддоме, где я работала сразу после мединститута, реанимация отсутствовала. Только пост интенсивной терапии. При этом не было даже ни одного пульсоксиметра. Состояние ребенка приходилось определять по внешним признакам. Бывало, на ночных дежурствах идешь по коридору и прислушиваешься, как детки спят. Если сравнить с нашими возможностями сегодня, то это небо и земля.
Коронавирус COVID-19 не прошел стороной, внеся свои коррективы в работу отделения. Прежде всего это коснулось ограничения визитов. Хотя обычно посещения, особенно папами, приветствуются. Семья должна быть вместе. Особенно в момент испытаний.
Встречи выпускников
Уровень профессиональной квалификации неонатологи повышают регулярно. К примеру, сама Елена Владимировна стажировалась в клинике немецкого города Фехта:— Конечно, в плане технологической оснащенности они чуть впереди. Но все необходимое сегодня есть и у нас. А в некоторых вещах мы и сами можем поделиться опытом. В первую очередь это касается совместного пребывания мам с детьми. В немецкой клинике я такого не видела. Между тем это очень важно для малышей. Ведь они реагируют на голос, прикосновения и даже звуки сердечных ритмов мам, к которым привыкли еще с утробы. Каким бы позитивным и добрым ни был врач, этого он дать не может.
Еще одно ноу-хау — встречи выпускников (так в отделении называют выхоженных малышей), проводившиеся в Международный день недоношенных детей, отмечаемый в мире 17 ноября. На устроенный своими силами праздник приглашали подросших малышей и их родителей. В программе — конкурсы, клоуны, подарки и угощения. В прошлом году традицию нарушил ковид. Однако в том, что она вернется, — сомнений нет.
— Радостнее всего видеть результат своих усилий. Когда помнишь крохотный, беспомощный розовый комочек, а спустя несколько лет это такой же шустрый и жизнерадостный ребенок, как и все его сверстники. Эмоции в такие моменты не описать словами.
Самым сложным в своей практике Гончарова называет случай, когда неимоверными усилиями удалось выходить ребенка, весившего чуть больше 500 граммов. Врач признается, что, вытаскивая младенца из очередного кризиса, сама пережила сильный стресс. Под его влиянием даже совершила импульсивную покупку — золотой кулончик. Носит его до сих пор — как память об одной из спасенных жизней.
Где родились
В ходе общения касаемся и личных тем. Елена Владимировна рассказывает, как извилисто формировался ее выбор профессии. Про желание стать врачом она написала еще в школьном сочинении. Но когда делали прививки — сбежала через окно. Зато чуть позже уже сдавала кровь для пострадавших при землетрясении в Армении.На какой-то период все вытеснило увлечение техникой. Старшеклассница освоила картинг:
— Когда впервые села за руль, мне забыли показать педаль тормоза. И я гоняла по кругу, а вдоль трассы бегал тренер и кричал: «Лена, тормози!» Сдала экзамен на вождение мотоцикла, легковушки и грузовика. Хотела стать водителем троллейбуса или почтового фургона. Или пойти на флот. Но потом представила, что буду стоять на палубе, а на голове из-за ветра — непонятно что. И так постоянно. Передумала.
Принять решение помогла мама. А уже во время учебы пришло понимание правильности выбора и сути профессии — помогать людям.
У Елены Владимировны двое взрослых детей, муж — гражданин Болгарии по имени Тодор. В скором времени он готовится переехать жить в Беларусь. Языкового барьера нет — русский Тодор учил еще в школе и уже обзавелся друзьями в нашей стране.
Готовясь к переезду, он продал свой небольшой бизнес дома. Впрочем, остаться без дела ничуть не боится. Уверенности придают блестящее знание техники и золотые руки. Не секрет и то, что наша собеседница, имея специальности неонатолога, анестезиолога-реаниматолога высшей квалификационной категории, без работы за рубежом не осталась бы. Медики такого уровня востребованы везде и всегда. Однако такая перспектива Елену Гончарову не прельщает:
— Я из тех, кто следует поговорке: где родился — там и пригодился. Здесь живет моя мама, которой уже 80 лет, есть любимая работа. А коллектив нашего отделения для меня — как вторая семья.
prolesk@sb.by