Расследование таких фактов началось с возбуждением Генпрокуратурой уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Со слов Генпрокурора Андрея Шведа, специалисты изучают архивные документы и уголовные дела, где фигурировали нацистские преступники и их пособники. Ищут живых свидетелей, которые могли бы поделиться воспоминаниями. Устанавливаются ранее неизвестные места массового уничтожения мирных жителей. В Россию и другие государства направлены обращения с просьбой предоставить информацию из архивов.
На краю огромной могилы в Логойском районе любому сделается жутко. Простреленные черепа. Один, второй, десятый… Сваленные друг на друга тела. Они как будто… нет, не о пощаде молили убийц. Как будто закрывали собой друг друга. А здесь останки расположены так, словно взрослый прижимал к себе малыша… Вот чей-то гребешок, вот ключ. Подошва детского ботиночка — меньше ладони. По рассказам свидетелей, некоторые люди живыми были, когда их закапывали. Земля шевелилась. Что за звери сотворили все это?!
Специалисты следственной группы прокуратуры фиксировали увиденное, следы. Солдаты из поискового батальона бережно извлекали из земли останки, фрагменты одежды, обуви, боеприпасов. Дальше ими займутся эксперты.
— На этой земле, по имеющимся у нас архивным данным, немецко-фашистскими оккупантами и полицаями было убито от полутора тысяч мирных жителей, в основном женщины, дети, даже грудного возраста, старики, — Генеральный прокурор Андрей Швед говорит, что население уничтожали массово в период с августа 1941 года по 1944-й. — Сведения из архивов подтверждаются фактическими сведениями. Людей приводили сюда, заставляли раздеваться, ложиться в ямы друг на друга и расстреливали. Результаты первичного осмотра места происшествия об этом свидетельствуют.
Андрей Швед.
Да, опыта расследования таких дел у СК нет, однако следователи с работой справятся, отметил председатель Следственного комитета Дмитрий Гора: «Используем опыт других стран в расследовании дел по фактам геноцида, будем нарабатывать свои методики. Эта работа важна, нужна нашему народу. Особенно сейчас, когда идет нагнетание ситуации, перевирание фактов. Если раньше мы наблюдали подобное где-то у кого-то, то теперь это направлено на наш народ, на наших людей. Мы будем делать все для сохранения исторической памяти».
Даже этим мужчинам, занимающим серьезные должности, говорить тяжело. Это боль для каждого белоруса… Здесь рвы выкапывались глубиной до пяти метров. Значит, страшных находок будет еще много. Госкомитет судебных экспертиз сегодня располагает всеми возможностями для проведения необходимых исследований, сообщил журналистам руководитель ГКСЭ Алексей Волков: «Будут проведены судебно-медицинские, медико-криминалистические и баллистические экспертизы. Исследования позволят установить количество захороненных людей, пол, возраст, возможно, время захоронения, при наличии повреждений — механизм образования. В отдельных случаях, полагаю, сможем установить точную причину смерти. На многие вопросы ответят и генетические экспертизы».
Когда начались раскопки, считали, что само захоронение находится рядом с установленным еще в 1950-е годы на горе памятником. Однако место массового захоронения жертв геноцида оказалось чуть поодаль.Вот что рассказал председатель совета ОО «Память в сердцах» Дмитрий Имховик. Памятник поставили двоюродные братья Косовские, которые тогда спаслись, чудом избежали расстрела. Одному парикмахеру удалось пронести бритву и в какой-то момент полоснуть немца по горлу. Он крикнул: «Дети, бегите!» Люди побежали, тогда выжили 12 человек. Братья Косовские потом воевали в партизанском отряде, на фронте, а после войны поставили вот этот памятник. Позже рядом с ним были найдены только останки мужчины, женщины и ребенка. Стало понятно, что памятная плита установлена символически, а само захоронение может быть чуть ниже.
— В августе 1941 года сюда приехал Гиммлер, — продолжает Дмитрий Имховик. — 15-го числа он приказал подручным расстрелять 100 евреев. В Минском гетто расстреляли, но он сказал, мол, так тяжело эсэсовцам и надо придумать что-то другое. По нашему предположению, здесь отрабатывался метод уничтожения людей, который затем был использован в Бабьем Яру под Киевом и под Харьковом... Спасибо Генпрокуратуре за то, что возбудила дело, геноцид белорусского народа был. То, что здесь, на Логойщине, творилось, очередное тому подтверждение.
Белорусская земля усеяна останками жертв Великой Отечественной. Эксперты начиная с 2015 года уже провели более 300 экспертиз по фактам обнаружения воинских захоронений и мирных жителей. В большинстве случаев экспертизы дают ответы на вопросы, которые ставит перед ГКСЭ общество и органы предварительного следствия.
Информация сейчас поступает прокурорам из всех уголков страны. Люди рассказывают о трагедиях своих близких, знакомых. Сообщают об услышанном от других. Просят расследовать военные преступления, установить убийц и истязателей мирных граждан. Прокуратура уже анализирует данные о расстрелах в деревне Горавица Дрогичинского района, поселке Хотыничи Ганцевичского района, в урочище Мочуло Лунинецкого района.
Работа продолжается. Специалисты собирают сведения и доказательную базу по преступникам, которым тогда удалось уйти от ответа. Убийства наших земляков, издевательства и пытки в лагерях смерти и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство — ничто не будет забыто, никто не будет забыт. Как не будет и белых пятен в нашей истории.
gladkaya@sb.by