Профессор Мальдис назвал местоположение утраченного креста Ефросинии Полоцкой

Крестовый уход

В феврале 2017 года вступило в силу правительственное постановление о комиссии по возвращению из-за границы культурных ценностей. В состав этой комиссии вошли специалисты министерств культуры, финансов, информации, иностранных дел, представители Белорусского фонда культуры, Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, Национальной академии наук, Национального исторического архива. Комиссия существовала давно, но тот факт, что ей придали столь значимый статус, подчеркнул подъем вопроса о возврате культурных ценностей (или введения их в совместное использование) на новый уровень.


Десятки лет эту тему исследовал один из членов комиссии — профессор Адам Мальдис. Вот уже почти год Адам Иосифович неважно себя чувствует, однако с корреспондентом “НГ” согласился побеседовать. Ведь эта тема для него — практически дело всей жизни:

— С возвратом наших культурных ценностей, к сожалению, есть целый ряд объективных сложностей. Дело в том, что многие из них были вывезены гитлеровцами в свои восточные города, которые сегодня находятся на территории Польши. А польская сторона эту тему обходит молчанием — кому же хочется опустошать собственные музеи? Порой информация о наших раритетах попросту теряется. Мы знаем, что было вывезено из Беларуси, но не знаем, где это искать сейчас.

Белорусское культурное наследие обнаруживается порой за рубежом лишь благодаря случаю. Так, в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове Адам Мальдис как-то увидел книгу XVI—XVII веков на белорусском языке! Изданную на нынешней Брестчине. Неоценимую же помощь в поисках наших ценностей, утраченных в Великую Отечественную войну, оказал известный белорусский и американский общественный деятель Борис Кит, скончавшийся в этом году. Адам Мальдис вспоминает свою поездку к нему в немецкий Франкфурт-на-Майне:

— Неожиданно там мне Борис Кит рассказал, что в пригороде Франкфурта долгое время жил выходец из Беларуси, создавший в своем доме музей из многих культурных ценностей, в том числе и вывезенных из Беларуси. Хозяин скончался, стоял вопрос о дальнейшей судьбе его коллекции. Мы отправились к властям того городка. Оказалось, его мэр уважает белорусов, знает про Новогрудок. В разговоре с ним не исключалось, что эти ценности могут быть возвращены в Беларусь — быть обменены на немецкие, хранящиеся в наших музеях. Увы, как развивались события дальше, мне ничего не известно.

Что же касается знаменитого Креста Евфросинии Полоцкой, то официально считается, что он был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. В 1990 году ООН даже была предпринята попытка отыскать Крест в США. Однако известно, что еще в 1943 и 1945 годах Первый секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко дважды публично говорил о Кресте как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в СССР. Эту версию разделяет и профессор Мальдис:

— Я был участником той поездки в ООН, когда мы искали Крест в США. Тогда считалось, что гитлеровцы захватили Крест в Смоленске, вывезли в Германию, а затем его купили американцы, и реликвия наша хранится в Фонде Моргана. Так вот, в экспозиции фонда ничего подобного я не обнаружил, а руководитель Фонда Моргана нас и вовсе обескуражил: Крест Евфросинии к ним не поступал.

В руки нацистов попали золотые запасы Австрии, Чехословакии (порядка 104 тонн), Дании и Франции, половина золотого запаса Польши, британские и американские активы (золота на 111 миллионов долларов).

После войны вывезенные немцами культурные ценности возвращались в СССР нередко хаотически и не по прежним адресам. Сегодня известно, что в Москве хранится Коложская икона Божьей Матери, а в Орел были направлены собрания из родовой усыпальницы Цихоновецких в Бочейково. По всему миру разлетелись слуцкие пояса и радзивилловские раритеты из Несвижа. Культурное наследие — значимая часть суверенитета любой страны, поэтому и отношение к нему обычно крайне щепетильное. Нередко возвращения или обмены ценностями — политические акты, жесты доброй воли. Немалую надежду Адам Мальдис возлагает и на нынешнюю ИT-эпоху: обмен оцифрованными раритетами для всех стран куда приемлемее, нежели утеря оригинала. Главное, пожалуй, в другом. Вклад нашей страны в мировую сокровищницу оказывается поистине глобальным. Беларусь чтит свое прошлое и пытается по крупицам собрать его ценности воедино.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter