В 1596 году, когда белорусские земли входили в состав Речи Посполитой, ее король — Сигизмунд III, швед на польско-литовском престоле, инициировал насаждение Брестской церковной унии, согласно которой Православная Церковь в Речи Посполитой должна была прекратить свое существование и впоследствии в полном составе присоединиться к католичеству. Униаты должны были принять католическое вероучение, подчинение Римскому Папе, но могли сохранять свои прежние обряды. Однако унию не приняло большинство православных священнослужителей, монашествующих и верующих. И потому ее насаждение осуществлялось с помощью насилия и обмана. Сторонники унии при поддержке государственной власти захватывали православные монастыри и храмы, подвергали репрессиям священнослужителей и монахов, не принимавших унии.
Именно в такой сложный период и жил святой Афанасий. В 1627 году он принял монашеский постриг в Виленском Свято-Духовом монастыре, который стал духовным центром гонимого православия в Речи Посполитой. Спустя пять лет рукоположен в иеромонаха и назначен игуменом Дубойского монастыря под Пинском. После захвата обители иезуитами святой Афанасий переехал в Купятичский монастырь, где пребывала древняя православная святыня — Купятичская икона Божией Матери. В 1640 году святой стал игуменом древнего Брестского Симеоновского монастыря, который располагался на территории современной Брестской крепости. К тому времени это был единственный православный монастырь и храм в городе — остальные, увы, были захвачены.
Святой Афанасий приложил много усилий, чтобы восстановить православную церковную жизнь в городе и объяснить, как представителям власти, так и представителям других конфессий, что гонение на Православную Церковь приведет страну и общество к печальным последствиям. Он дважды выступал в Варшаве на сейме, где представил депутатам Купятичский образ Пресвятой Богородицы и рассказал о гонениях на религиозной почве. За просветительскую деятельность святого арестовывали и отправляли в длительные заключения. Но даже в это трудное время он не опускал руки — создал ряд литературных произведений, в которых предсказал разрушительные последствия Брестской церковной унии для Речи Посполитой. Особый интерес представляет «Диариуш» («Дневник») святого, в котором он описывает сложные события пережитой им эпохи и дает им духовную оценку.
В 1648 году святой Афанасий был арестован в очередной раз и казнен по ложным обвинениям. Его останки вскоре были обретены нетленными и положены в храме Брестского Симеоновского монастыря, началось церковное почитание святого. Преподобномученик Афанасий пророчествовал, что место, где будет пребывать его израненное тело, сохранится в православии до Второго Пришествия Христова. Вплоть до конца существования Речи Посполитой Брестский Симеоновский монастырь так и не был захвачен униатами.
И хотя при строительстве Брестской крепости монастырь упразднили, на новом месте в центре города был построен величественный Симеоновский собор, ныне являющийся кафедральным, — это главный храм Брестской епархии.
Защитники Брестской крепости в 1941 году словно следуя примеру святого с великим мужеством защищали доверенный им исторический кусочек родной земли. Как преподобномученик Афанасий защищал до смерти Православную Церковь, так и гарнизонную церковь святителя Николая в Брестской крепости в 1941 году защищали до последних мгновений жизни духовные наследники святого. Вот что начертали они на стене храма: «Нас было трое москвичей — Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву — не уйдем отсюда. 1941 год. Июль». Благодаря им Брест и вся Беларусь живут сегодня под мирным небом, в межконфессиональном и межнациональном мире. Его память — духовное достояние всех белорусов. 18 сентября мы будем праздновать день святого Афанасия Брестского.
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени».