Трудно поверить, что обычной бензопилой можно создавать такие шедевры.
Погладить лед
Фестиваль ледовых и снежных скульптур для ботанического сада стал традицией: он проходит в шестой раз. И если в прошлом году капризная погода была зимой весенней, то в этом снова вступила в морозные права. А это значит, что материала для работы к фестивалю у участников будет достаточно.— Лед вырезали на водохранилище Дрозды. Это 170 кусков размером 40 х 60 х 25 сантиметров. В фестивале принимают участие восемь команд профессиональных скульпторов (они работают со льдом) и десять команд учащихся профильных факультетов (ребята вытачивают фигуры из снега). В каждой команде по 2—3 человека, — поделилась заведующая сектором информационно-просветительской работы Центрального ботанического сада НАН Елена Сокуренко. — Снежные формы создают сами сотрудники ботанического сада. Специальные емкости размером 2 х 2 х 2 метра заполняем снегом. Получается спрессованный куб. Из него учащиеся и вырезают свои работы.
Лед для скульптур вырезали сотрудники ОСВОД из водохранилища Дрозды.
Команды учащихся профильных факультетов работают со снегом, профессиональные скульпторы — со льдом.
У оранжереи тропических растений выросла аллея Снежной королевы: скульптуры изо льда и снега выстроились в два ряда. Мастера активно работают, слышу звук пилы, стук топора… Наблюдаю картину и полюбопытней: в одной из команд достают старенький советский утюг, подключают к сети и… гладят лед.
— Так сглаживаем шероховатости или делаем лед более прозрачным, — видя мои удивленные глаза, объясняет скульптор Сергей Возисов.
Инструменты для творчества у мастеров самые разные: от резаков до утюгов.
Он принимает участие в фестивале во второй раз и твердо уверен: самое ценное — обмен опытом. А в доказательство показывает самодельный резак. Это одно из сновных орудий труда скульптора в работе со льдом.
— В прошлом году на фестивале коллеги работали необычным резаком. Я заинтересовался. Оказывается, опыт переняли у скульпторов из Якутии. Взял на заметку и в этот раз маневрирую по-новому сделанным инструментом. Им легче и быстрее работать, — делится Сергей Возисов.
Как признаются скульпторы, поработать со льдом получается не часто. Поэтому эту возможность очень ценят.
От эскиза до скульптуры
Напарник Сергея Артем Медведев сосредоточенно вытачивает на ледяной массе что-то наподобие узоров. Инструмент очень острый, поэтому за движениями пристально следит. Я предусмотрительно отхожу на пару шагов, становлюсь по направлению движения резака.— В прошлом году ездил в Петрозаводск на подобный фестиваль. Там вместе с командой делали скульптуру около четырех метров в высоту, — вспоминает Артем Медведев. — Лед привозили, как и здесь, природный. Выпиливали огромные глыбы из Онежского озера.
Работу над скульптурами начинают с эскиза. Его, как правило, делают в глине небольшого размера. Образцы помещаются даже в ладошку. И в сравнении со своими великанами-копиями из снега или льда смотрятся забавно. Затем ледовые блоки смораживают (сращивают). Два отдельных куска поливают водой или проглаживают утюгом, ставят в нужной последовательности.
Различить скульптуры неопытным глазом обычного посетителя поначалу трудно, иногда явные черты работы получают под конец подготовки.
— В работе хотим получить максимально прозрачный лед. Потому заранее срезали мутные части. Это делали электрической пилой, — пояснил Сергей Возисов. — Сейчас выводим силуэты, после сделаем детали. Используем разные виды резаков. Они похожи на резцы по дереву, но со специальным углом заточки и немного другой конструкции.
Идея команды — влюбленная пара. Кажется, это будет актуально в преддверии дня влюбленных.
Лучший «клей» для льда — это вода. С его помощью крепят новые детали.
Соседи Сергея и Артема скульпторы Александр Прохоров и Алексей Сорокин секреты своей композиции не раскрывают. Но дают наводку — связано с музыкальной темой. В прошлом году посетителям фестиваля пришлись по вкусу их контрабас и саксофон.
— Я стал участником этого зимнего события в шестой раз. Честно говорю, это хороший опыт. Ведь поработать с такими материалами, как снег и лед, получается всего раз в год. А с нынешними зимами, так и реже может выйти, — сожалеет Александр Прохоров. — Я 30 лет занимаюсь скульптурой, работаю с разными материалами (камень, бронза и другие). Кстати, лед чем-то похож на камень. Но к нему можно приморозить частички, если вдруг что-то не получилось или раскрошилось.
Мелкие детали выпиливают специальными ножами.
Александр поделился и небольшими секретами скульптора. Говорит, что для него лучший инструмент — небольшой топор. Он и правда здорово маневрирует им. Кстати, для тех, кто давно преисполнен вдохновением что-то смастерить, Александр Прохоров советует: дерзайте!
— Лед хорош тем, что получить блок из него может практически любой желающий. Подойдет любая вода. Но имейте в виду, вода из крана может быть мутной. Речную тоже лучше брать с осторожностью, — акцентирует внимание мастер.
Кстати, изо льда можно сделать и цветную фигуру. Для этого подойдет любая водорастворимая краска. Некоторые мастера предпочитают закрашивать середину блока. Распиливают наполовину цельный либо перед сращиванием покрывают одну из внутренних сторон. Как вариант — подсветка. Ее используют Александр и Алексей.
Скульптор работает — льдинки летят.
Попугай два метра высотой
Дальше от оранжереи творят из снега команды учащихся. У ребят основной инструмент — маленькая лопата. У некоторых замечаю в руках пульверизатор и нож.— Сегодня снег плохо лепится, поэтому приходится дополнительно смачивать, — объясняет учащаяся Минского государственного художественного коллежда имени А. К. Глебова Софья. — Вырезаем детали обычным кухонным ножом. Но лучше выбирать с зубчиками. Им удобнее работать.
В руках у девушки небольшая скульптура — попугай с человеческим лицом. Ему предстоит вырасти в снежную фигуру высотой два метра. Необычную идею Софья вынесла из жизни. Она счастливая хозяйка волнистых попугаев и уверяет: птицы совсем как люди. Или люди, как птицы… Команда учащихся — три человека. В компании с Софьей трудятся Максим и Георгий.
Бурные обсуждения и звуки, слегка похожие на кряхтение, слышу от следующей команды. Ребята тоже учатся в минском художественном колледже. Будущая специальность — «художник-скульптор, учитель». Работают с 10 утра до 17:30, на перерывы много времени не растрачивают. Один-два за день — и снова к творчеству.
— Наша идея — два обнимающихся медведя. Эти животные — символ долгой жизни. Объятия обозначают трепетное отношение. Этой работой хотим сказать, что любовь бесконечна, — объясняет один из будущих скульпторов Тихон.
Ребята недавно сделали композицию изо льда в парке Челюскинцев, недалеко от сцены. Поэтому могут сравнить, с чем работать легче.
— Если честно, критерии «легко-сложно» — это не для нас. Главное, чтобы было интересно. С любым материалом работать нелегко, ведь у каждого свои особенности, капризы, — делает вывод напарник Тихона Валерий.
Участники фестиваля работали в поте лица, некоторые уезжали из ботанического сада ближе к полуночи.
Как говорит Елена Сокуренко, в один день посетить фестиваль может до семи тысяч человек! В этот раз он продолжится до 14 февраля. Сегодня же можно ощутить себя в роли судьи. Кроме профессионального жюри и стандартных призовых мест, победителя выбирают в номинации «Приз зрительских симпатий». Гостям предлагают проголосовать при помощи специальных талонов.
tychko@sb.by