Несмотря на нестабильную выручку, желания закрыть дело за три года не возникло.
В поиске дома знанийС поиском места для проведения занятий, мягко говоря, пришлось повозиться. Логичным представлялось разместиться на базе детского сада или школы. Такой вариант минимизировал бы арендную плату и навсегда закрыл вопрос поиска клиентов. Но есть и минусы: пришлось бы выполнять некоторые условия школы, участвовать в общественной занятости и согласовывать программу обучения.
Независимость хотя и обходится дороже, но выгоднее. Единственным адекватным решением было стать соарендатором. «Знакомые предложили снимать помещение в Заводском районе на первом этаже жилого дома, а также готовы были выделить сумму на развитие и реорганизовать пространство», — делится воспоминаниями Александра. Останавливали только характеристики комнаты: маленькая, узкая, проходная и малоосвещенная, в ней едва могла поместиться группа из шести человек. Меньшее количество учеников невыгодно — либо услуга получается слишком дорогой, либо прибыль не вырисовывается.
Решением проблемы стал бизнес-инкубатор, где предложили разделить 37 «квадратов» со школой дизайна. Тем лучше, начинающим проектам предоставлялась льгота — цена за метр с учетом коммунальных услуг варьировалась в пределах 13 — 17 рублей, которая повышалась постепенно с каждым годом. Из-за расположения в центре города среди взрослых клиентов больше работников, чем жителей окрестных кварталов. Услуга нравится семьям, которые живут в спальных районах или за городом, а работают в центре, — удобно привозить и забирать детей с занятий.
Будучи студенткой, Александра заметила, что групповые занятия с учениками выгоднее и экономят время.
Расходники и кадрыСтартового капитала хватило на оплату месячной аренды и покупку расходников. Столы и мольберты соорудили своими руками. Сразу почувствовались преимущества соарендаторства: интерьер подходил, имелись стулья и прочая мебель. В концепции мастерской было предоставление детям всех необходимых материалов для творчества. С точки зрения родителей, удобно — не нужно тратиться. Тем более что ребенку живопись может надоесть после нескольких занятий. Для детей же это своеобразный вау-эффект, потому что могут познакомиться с неизвестными ранее красками. Вначале кисти, краски, бумага приобретались в Беларуси. Детей учат экономно пользоваться материалами и бережно их хранить. Но все равно расход неконтролируемый. Проще всего с гуашью, которая продается в банках одним цветом. «В наборе акварели половина цветов расходуется медленно, — Александра показывает нетронутые темные оттенки. — Набор стоит 15 рублей, а отдельная вставка с цветом — 2,50». Если обновлять палитру поштучно, выходит в два раза дороже.
Помогают экономить ученики и их родители. Девушки-китаянки привозят с родины наборы кистей, акриловые краски покупают взрослые, которые часто бывают за границей. Кстати, экономия на акриле существенная. В Минске за самый дешевый можно отдать около 8 рублей за 100 миллилитров, а заграничные 250-миллилитровые стоят 10. Холсты клиенты приобретают самостоятельно или студия предлагает их предварительно закупить и включить в стоимость занятия.
Незапланированное расширение
Соседи по арендуемому помещению свернули дело через год. Плата автоматически увеличилась в два раза. Для эффективности использования места пришлось увеличивать загруженность и часы работы. Тогда Александра, не справляясь одна, привлекла еще одного репетитора, который работает и сегодня, получая 20 рублей за двухчасовое занятие вне зависимости от количества посетителей.
Подростки приходят для прокачки навыков перед поступлением в художественные колледжи или вузы, клиенты постарше в любое время года ищут хобби для самообразования, что особенно популярно сейчас в возрасте 25 — 35 лет. Студия небольшая, и в идеальном раскладе необходимы группы по 10 — 12 человек, чтобы половина из них регулярно приходила на занятия.
Реклама и будущее
Сейчас Александра понимает ошибки на старте. Жалеет, что не вложилась в рекламу и продвижение. Задумывается о недолгосрочных накоплениях или взятии кредита. В планах — открыть в Минске несколько студий, желательно в районах с большей плотностью населения, где проще найти клиентов. Тогда можно существенно экономить на оптовых закупках материалов. Молодая предпринимательница сетует: «По натуре мне, как творческому человеку, продавать тяжело. Муж это дело называет «антибизнесом» в шутку». Но за все время работы закрыть бизнес не хотела — мастерская стала вторым домом.
Сейчас одна из фишек мастерской — согласовывание времени для индивидуальных занятий. Но с таким раскладом стабильного посещения не добьешься. В следующем году планируется создать фиксированный график занятий, как это делают большинство арт-студий, чтобы обеспечить поток.
Кстати, с ходу выделить прямых конкурентов в этой среде сложно. У каждой мастерской своя специфика. Многие работают только со взрослыми или только с детьми, в определенных направлениях, к примеру, рисование, графика, дизайн, прикладное искусство.
Вероника КРУЧКОВСКАЯ
nika_skat@mail.ru