Рассказываем о видах спорта, которые вошли в программу II Европейских игр: художественная гимнастика

Красавицы могут всё

Самыми красочными, изящными и грациозными соревнованиями в программе II Европейских игр обещает стать турнир по художественной гимнастике. Так сложилось исторически, что красота правит миром и притягивает к себе взгляды. Однако для нас есть в этом и медальный интерес: наши девушки редко остаются без наград, а их выступления никого и никогда не оставляют равнодушным.

Сборная Беларуси по художественной гимнастике: наши девушки — самые лучшие!
Фото Владимира Шлапака

Если вы считаете, что художественная гимнастика — это не спорт, а красивая забава для миловидных барышень, просто попробуйте выполнить хотя бы один, самый простенький элемент из программы обычной девчушки лет 12, с которой она выступает на каком-нибудь турнире. Вряд ли вам это удастся. А уж если вы замахнетесь на элементы ультра-си, то будьте осторожны: или получите булавой по голове, или порветесь, пытаясь сесть на немыслимый шпагат. И это мы еще не касаемся тренировочного режима, который больше напоминает каторгу: работа от рассвета до заката, тысячекратные повторения одних и тех же элементов, жесткий аскетизм в поведении и питании, постоянное пребывание в состоянии невероятного пресса и стресса. 

Бьюсь об заклад, что все диванные критики от такого графика свихнутся если не сразу же, то на второй день. А юные девчата, которые в ярких блестках и с ослепительными улыбками выходят на ковер и делают сказку, выдерживают. Закаляя характер настолько, что потом их уже не сломать никакими коллизиями. 

Откровенно говоря, неспециалисту определить уровень исполнения программы гимнасткой очень сложно. То что уж там — практически невозможно. Именно поэтому художественную гимнастику относят к одному из самых субъективных видов спорта. Простой зритель ориентируется здесь прежде всего эстетическим восприятием, принимает на вкус, где основной критерий — нравится или не нравится. Как сама гимнастка — ее образ и внешний вид, так и костюм, музыка, пластика. Но если вы хотите поболеть более профессионально, учтите некоторые нюансы и учите, как говорится, матчасть. В элементах каждой программы есть уровень трудности, который нужно соблюдать. Чтобы повысить зрелищность, введены танцевальные шаги — это дает возможность гимнасткам лучше себя представить. Большое внимание уделяется виртуозности работы с предметом. Если гимнастка выполняет элементы без подготовки, без остановок и лишних движений, то это оценивается дополнительно — мастерство владения предметом, телом, выразительность работы. Большое внимание уделяется и работе с музыкой. Причем судьи смотрят не только на темп и ритм, но и на чувства, которые вызывает музыка, они должны преподноситься зрителям через движения тела в сочетании с предметом. В общем, настоящий спортивный театр. К тому же за время композиции спорт­сменки должны выполнить определенный набор обязательных элементов. 

Это если совсем коротко, а чтобы понять — нужно посмотреть и вникнуть. Не каждый родитель рискнет отдать свое чадо в художественную гимнастику, потому что там нужно терпеть. И не каждая девочка выдержит такую нагрузку с самого раннего детства — по той же причине. Но те, кто проходит этот путь до конца, никогда не жалеют, что однажды его выбрали. Потому что путь этот удивительно яркий, насыщенный эмоциями и событиями, наполняющий жизнь незабываемой палитрой самых разнообразных красок. 

Много поколений наших граций прошли через знаменитый зал на улице Даумана. Симпатичный и милый, со своей богатой историей и доброй душой, но тесный и с низкими потолками. И вот недавно состоялось заслуженное и долгожданное новоселье: команда в полном составе переехала в новенький и современный Дворец гимнастики. Здесь два больших тренировочных зала, два зала для групп начальной подготовки, четыре зала хореографии, зал аэробики, а также бассейн, сауны, тренажерный зал, солярий, кафе, гостиничный блок, кардиозона, кабинет физиотерапии, массажный кабинет, процедурные помещения и комнаты отдыха... Заниматься и жить (а гимнастки на своем рабочем месте именно живут) в таких условиях стало гораздо удобнее. А за результатом дело не станет: он у нас был, есть и — не сомневайтесь! — будет. Потому что в художественной гимнастике у нас работают настоящие профессионалы и неисправимые фанаты своего дела. Приходите на них посмотреть, девчата будут рады!Мелитина Станюта — ударница I Европейских игр

От Баку до Минска

Две бронзы — в упражнениях с мячом и булавами, а также серебро в работе с обручем завоевала на I Европейских играх в Баку Мелитина Станюта. Это позволило ей, ко всему прочему, подняться на третью ступеньку пьедестала в многоборье, пропустив вперед лишь супердуэт из России в лице Яны Кудрявцевой и Маргариты Мамун. Итого 4 медали на одном соревновании — потрясающий улов! Свою лепту в медальный каравай внесли и групповички: на их счету золото в упражнении с обручами и булавами, а также третье место в многоборье. Великолепный успех, повторить который в Минске будет очень непросто. Но наша сборная никогда не ставит перед собой иных целей, кроме максимальных. Так что верим и ждем побед!

Примы большого ковра

Екатерина Галкина — наша главная надежда
Фото Владимира Шлапака
Большие победы в белорусской художественной гимнастике начались с Марины Лобач, и вы об этом уже знаете. Школа, которую заложили своим тренерским талантом, усердием и неимоверной преданностью виду спорта Галина Крыленко, а затем Ирина Лепарская, стала звучным брендом на долгие ­годы.

Они очаровательны и грациозны — наши примы. Звезды белорусской художественной гимнастики, приходившие на смену друг дружке, как бриллианты в ожерелье, имеют неповторимый блеск и каждая свою оригинальную судьбу и историю успеха. Начало и середина 1990-х — время Ларисы Лукьяненко и Татьяны Огрызко. Именно с них начиналась суверенная художественная гимнастика, они делали ее популярной, влюбляя в себя и удивляя публику невероятной пластикой и гибкостью. С них пошел тот романтический ореол, которым овеян этот вид спорта до сих пор. Чемпионки мира в отдельных упражнениях, им не удалось блеснуть всеми своими гранями на Олимпийских играх, но их помнят, знают и, безусловно, ценят. 

Как помнят пришедших им на смену Евгению Павлину и, конечно же, Юлию Раскину. Именно с нее началась славная история наших олимпийских побед нового времени, а Игры в Сиднее в 2000-м и вовсе стали для сборной Беларуси триумфальными: девчата привезли домой серебро в индивидуальных и групповых упражнениях! Причем опередила Юлия саму Алину Кабаеву! Впрочем, Алина свое взяла через 4 года, а вот для сборной Беларуси Олимпиада в Афинах оказалась провальной: медалей не взяли — Инна Жукова и Светлана Рудалова заняли 8-е и 10-е места. Жукова уже тогда виделась преемницей Раскиной, но выйти на действительно мировой уровень и зарекомендовать себя в среде судей еще не успела. Ее время пришло в Пекине в 2008-м: прекрасное выступление и серебряная медаль в награду! Наши групповички здесь отметились бронзой. 

Лондон-2012 также подарил нам две медали: в групповых упражнениях наша команда уступила только россиянкам. А в личном первенстве, преодолев все невзгоды и испытания, на пьедестал почета взошла Любовь Черкашина, которая сегодня плодотворно трудится тренером, передавая опыт и воспитывая новых чемпионок. В Лондоне она оставила на ковре всю себя без остатка, и зрители надолго запомнят ее слезы, которыми Любовь щедро оросила свою медаль.

Следующий бриллиант в нашем ожерелье — Мелитина Станюта. Внучка знаменитой актрисы Стефании, она на ковре была прекрасна и изящна, но продолжить медальные олимпийские традиции, увы, не сумела. В Рио-де-Жанейро Мелитина оказалась лишь пятой. А следом, на шестой строчке, расположилась Екатерина Галкина — девушка с очень непростой судьбой, которая сегодня является примой белорусской сборной и нашей главной надеждой на II Европейских играх и Олимпиаде-2020 в Токио. Кате, как и многим ее знаменитым предшественницам, пришлось многое преодолеть, чтобы достичь нынешних высот. Операция на сердце, которая позволила продолжить занятия в зале, но не давала никаких гарантий, — чем не плата за успех? 

Эта история будет продолжена. За спиной Екатерины Галкиной уже стоят Анастасия Салос и Алина Горносько — юные, талантливые и амбициозные. Великолепное ожерелье, блеск которого приятно слепит глаза.

Первая навсегда

Марина Лобач — первая чемпионка


Булавы для своей 7-летней дочки Маринки, которая увлеклась художественной гимнастикой, слесарь-станочник Викентий Лобач изготавливал сам, методом проб и ошибок. Первые получались неказистые и довольно тяжелые, из рук малышки они постоянно выскальзывали, высоко их было не подбросить (тяжело, да и угроза удара по голове не сулила ничего хорошего). А бывало, сорвавшись, булава летела прямо в зеркало и крошила его в мелкий винегрет. Но со временем дело пошло: булавы стали аккуратнее, а главное — легче. И девочка научилась управляться с ними удивительно ловко. А главное, совершенно перестала бояться этих коварных предметов, надолго сумев свести с ними большую дружбу. 

Кто знает, возможно, в 1988 году на Олимпиаде в Сеуле именно тот суровый детский опыт и помог Марине Лобач победить. Ее главные соперницы, подруга по команде Александра Тимошенко и болгарская прима Адриана Дунавска, с волнением не справились и предметы уронили, лишившись столь важных в борьбе за первое место очков. А Марина выполнила все четко и идеально, получив от судей наивысшую оценку. Она вообще на том турнире не ошиблась ни разу, и это было, наверное, одно из лучших выступлений в истории мировой художественной гимнастики, вмиг переведя обычную девушку из провинциальных Смолевичей в разряд легенд и великих чемпионок. 

А ведь все для Марины Лобач могло закончиться, не успев начаться. Тренер, которая привела ее в зал, ушла в декретный отпуск, и заниматься с девочками стало некому. Марина вернулась в школу и по занятиям, конечно, скучала, но ничего поделать не могла. Помогла ей сама судьба, направившая в Смолевичи на практику начинающего молодого тренера. Ее фамилия была Ирина Лепарская, и сегодня она столп и мама всей белорусской художественной гимнастики. 

Ирина Юрьевна очень быстро поняла, что ей в руки попал настоящий самородок. Тоненькая, длинноногая, гибкая, хорошо координированная, милое лицо, обаятельная улыбка. В общем, фактура прекрасная! Некоторое время спустя удалось убедиться и в другом таланте ученицы, которым бог ее тоже не обделил, — таланте трудиться. Молодая тренер решила показать свою находку главному на тот момент специалисту страны, Галине Крыленко, которая работала в Спорткомитете БССР. И та оценила потенциал, тоже загорелась мечтой воспитать чемпионку! 

Таких условий, которые имеют гимнастки сегодня, в те времена не было и близко. Тренироваться поначалу было попросту негде. Занималась Марина Лобач то в зале Института физкультуры, то в мединституте. Но тренировалась самоотверженно и на трудности внимания не обращала. А вскоре пришли и результаты: в 15 лет Марина уже завоевала серебро чемпионата мира в упражнении со скакалкой и была в полушаге от пьедестала почета в абсолютном первенстве. А в 1986-м, когда ей исполнилось 16, имя Марины Лобач с уважением произносили все крупнейшие специалисты ­Европы, видя в этой девочке неординарные способности и талант. 

В одной из газет в 1986-м Марине Лобач дали такую характеристику: «Тихоня и скромница, милая девочка с огромными серыми глазами и чистым открытым лбом. В отличие от сверстниц равнодушна к супермодным одеяниям, не отличница, но учится добросовестно и старательно. Больше других предметов дружит с историей. С удовольствием смотрит балет, фигурное катание, синхронное плавание, спортивную гимнастику». Она не распылялась на мелочи и видела цель, к которой шла. Сеул-1988 стал ее звездным часом. В 18 лет Марина Лобач взошла на олимпийский пьедестал, став сильнейшей гимнасткой мира. А через год завершила карьеру. Но свой след в художественной гимнастике она оставила навсегда. 

За II Европейскими играми Марина Лобач тоже будет следить с нескрываемым интересом. И не только за соревнованиями на гимнастическом ковре, но и в настольном теннисе. Там выступит ее дочь, Надежда Богданова. Ей всего 18 лет, как когда-то ее маме в далеком Сеуле. И уже сейчас Надежду называют одним из самых перспективных игроков в настольный теннис в стране. Два года назад ее включили в состав национальной команды, и свой шанс она не упустила — стала игроком основной обоймы на всех крупных международных турнирах. И на Играх в Минске она тоже рассчитывает выступить как можно лучше. 

СПРАВКА «НГ»
Айседора Дункан

Корни художественной гимнастики уходят в глубокую древность. Еще в Древнем Риме каноны женской красоты предписывали женщинам иметь плавную походку и умение свободно и грациозно танцевать. А своеобразной прабабушкой этого вида спорта можно назвать танцовщицу Айседору Дункан. Ее танцевальные импровизации, свободная пластика движения во многом прообраз современной художественной гимнастики.

Сам термин «художественная гимнастика» появился в 1934 году. На базе Ленинградского института физической культуры им. Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Именно здесь благодаря помощи признанных мастеров балета Мариинского театра родился новый, один из красивейших и изящных  видов спорта. Силами педагогов и воспитанников школы в апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике, а после войны, в 1949 году, прошел и первый чемпионат СССР. 

Далее, благодаря советским спортсменкам развитие вида спорта пошло в галоп и охватило сперва Европу, а потом и весь мир. В 1963 году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира, победила на котором москвичка Людмила Савинкова. В 1984 году художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом спорта. Победила на тех Играх гимнастка из Канады Лори Фланг. Впрочем, титул ей достался лишь благодаря тому, что гимнастки из СССР и Болгарии не принимали участия в Олимпиаде в Лос-Анджелесе из-за политического бойкота. Так что первой настоящей чемпионкой по праву можно считать нашу Марину Лобач, которой не было равных в Сеуле-1988. 

После распада Советского Союза на спортивной олимпийской арене образовалось несколько мощнейших школ по художественной гимнастике. Это школы бывших союзных республик — Беларуси, Украины, России и Азербайджана. Со временем в классе подтянулись Франция, Германия, Испания, набрала силу школа по художественной гимнастике Израиля. И сегодня конкуренцию за место на пьедестале, как и популярность художественной гимнастики в мире можно назвать огромной. Но Беларусь по-прежнему держит марку и идет в мейн-стриме. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александра Наркевич, серебряный призер Олимпиады-2012 в групповых упражнениях:

— Считаю, что для страны II Европейские игры — это очень масштабное и важное мероприятие. Я уверена, что все пройдет хорошо, потому что у нас работает большая команда специалистов, знающих свое дело. Мне кажется, что этот мультиспортивный форум можно сравнить с Олимпийскими играми. Конечно, это немножко другие ощущения, но уровень подготовки, самих соревнований и ответственность к этим соревнованиям такие же.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter