Это фото прислали из Толочина. Жители утверждают: вот такую воду подают иногда в их квартиры.
Грязь из крана
В этом месяце я вновь, как и многие другие горожане, не уложилась в положенные 4 кубометра воды, которые оплачиваются по субсидируемым тарифам. За перерасход одного кубометра, судя по жировке, по полному тарифу пришлось заплатить почти вдвое дороже, чем по льготному. За то, что «дополнительная» водичка утекла в канализацию, тоже. Скажете, слабо экономлю? Нет, посуду мою не под полной струей воды, в ванной купаюсь не по два раза в день. Дело в том, что зачастую эту самую ванну набрать невозможно. Особенно в часы пик и выходные. Только нальешь половину — на днище собирается какой-то мазут. И различим он лишь тогда, когда вода чуть-чуть постоит. Фильтры не помогают — они мигом выходят из строя. Вот вам и перерасход… Пользоваться водой не можешь, а платить приходится. Вызвать комиссию на место и доказать «неликвид» тоже сложно — не исключено, что в тот самый момент по закону подлости струя пойдет чистая. Тем более что придут специалисты в рабочее время, когда нет большого водоразбора. С холодной тоже проблема — чайники отскребать от налета не успеваешь, суп на «железной» воде варить не хочется. Приходится покупать бутилированную.
В декабре прошлого года в Витебске произошла крупная авария на водопроводе. В городе тогда остались без воды свыше 350 многоквартирных домов, а это около 35 тысяч жителей, два роддома, областная клиническая больница, онкологический диспансер, специализированный дом ребенка, 12 детсадов и 10 школ. Аварийные бригады УП «Витебскводоканал» сработали оперативно. Уже через три часа водоснабжение восстановили за счет переключения потребителей на резервные линии трубопроводов. Но вода из кранов пошла такая, что в магазинах тут же размели все бутыли с водой. «Удовольствие» растянулось на приличный срок, около недели в дома и квартиры шла откровенная «ржавка». Была ли какая корректировка платежей? Ужаснувшись показаниям своих счетчиков, позвонила в расчетный центр № 4: неужели в этом случае не предусмотрен перерасчет? Бухгалтер ответила: «Нет, в вашем микрорайоне он ни для кого не производился».
Клиент всегда неправ?
В Витебском областном расчетно-справочном центре рассказали: после той большой аварии по письму водоканала некоторым гражданам перерасчет делали — дали 10-процентную скидку. Почему не всем из отключенной зоны? Это лучше спросить у снабжающей организации. Заместитель начальника отдела водосбыта УП «Витебскводоканал» Екатерина Французова подтверждает:
– Перерасчет производили, но только тем, кто за ним обращался. Да, микрорайон Югов наряду с другими отключался тогда практически весь, но никто из его жителей пересмотра начисленных платежей не требовал. Вообще, граждане по таким поводам обращаются к нам редко. Для подтверждения плохого качества воды нужно написать заявление, потом составляется претензионный акт, на место выходит комиссия. Если жалоба признается обоснованной — отбираем пробы, проводим анализ, составляем протокол и только после этого принимаем решение.
Вот как… А теперь посмотрите цифры повыше — все жители 350 многоквартирных домов должны были бы ходить по инстанциям и заваливать столы своими обращениями? Неужели ситуация де-факто не была известна специалистам и вообще могла быть спорной? Кстати, главный инженер УП «Витебскводоканал» Владислав Самуйло обещал тогда при ремонте и дальнейшем запуске отремонтированного участка действовать так, чтобы не допустить излишнего загрязнения сетей. И сочувствовал горожанам, жаловавшимся на «пиво», текущее из кранов:
– Дело в том, что водопровод, где произошел прорыв, — железобетонный тоннель, построенный почти 40 лет назад. Мы демонтировали его поврежденный участок и прокладываем новый. Сети старые. ЧП, что поделаешь…
Но виноваты ли в этом чрезвычайном происшествии рядовые пользователи? И в том, что даже без всяких аварий водичка далека от идеала? Исправно платим за нее и хотим, чтобы она была пригодной к употреблению. Если в магазине человек покупает некачественный продукт, он может его вернуть. Водоканал — тот же продавец. Но как нам вернуть ему негодный товар или получить компенсацию?
В витебских соцсетях с завидной регулярностью появляются посты и фотографии той жидкости, которую сложно назвать водой. Летят краны, стиральные машины, душевые кабины… Недавно к нам в корпункт обратились жители Толочина. Прислали фото. Утверждают: вот такой рыжей водой им приходится пользоваться очень часто. Особенно в микрорайоне райагросервиса, даже в домах-новостройках. В райисполкоме подтвердили: устные и письменные коллективные жалобы есть, они на контроле. В местном подразделении водоканала озвучили: бывают дни, когда с нареканиями на качество воды к ним поступает по 3—4 обращения. Причины? На станции обезжелезивания полетело оборудование, плюс старые сети. Будут исправлять ситуацию. Что в итоге? Может быть, в Толочине пересчитали жировки? Увы… Специалист тамошней расчетно-кассовой группы Наталья Турок по этому поводу ничего сказать не может. Во-первых, перерасчета никто официально не требовал, а во-вторых, у них такой практики просто не существует…
Обоюдная ответственность
Обидно. Сегодня в Витебской области тарифы на воду и канализацию значительно выше, чем в Минске. В октябре прошлого года на республиканском семинаре, посвященном совершенствованию и развитию ЖКХ страны, проблему качества предоставляемых населению услуг еще раз озвучил Президент. Он поставил задачу: обеспечить всех жителей страны качественной питьевой водой (путем увеличения количества станций обезжелезивания. — Авт.) до 2025 года. В разряд приоритетных Александр Лукашенко потребовал включить и задачу по замене изношенных сетей.
Два месяца назад Совмином утверждена специальная концепция развития ЖКХ, в которой все предложения закреплены законодательно. В документе предусмотрена «гибкость ценообразования на жилищно-коммунальные услуги в зависимости от их качества», а также «разработка схемы нормирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, учитывающей уровень технического состояния данных систем и необходимость их развития». Но пока, судя по вышеуказанным примерам, столь хорошие идеи никто не торопится воплощать в жизнь. Может быть, нам самим нужно быть более настойчивыми и не ограничиваться устными звонками-жалобами, а требовать официальных актов-протоколов и перерасчетов? Тогда и заинтересованность соответствующих служб в скорейшем разрешении проблем будет значительно выше.
a_veresk@mail.ru