В команду создателей спектакля вошли композитор Тимур Калиновский, автор либретто Игорь Скрипко, художник Вениамин Маршак, художник по костюмам Мария Герасимович, балетмейстер Дмитрий Залесский. Каждый вложился по максимуму, продемонстрировав высший пилотаж своих профессиональных умений. А мне после спектакля вспомнился давний театральный афоризм: «Каждый человек — Ковальчик своего счастья».
Сергей Ковальчик не первый, кого поманила возможность переложить на музыку увлекательную историю о любви, мести и возмездии. В хронике мировой индустрии развлечений отыщется и американский мюзикл Фрэнка Уайлдхорна и Джека Мерфи, и российский, сочиненный поэтом Юлием Кимом и композитором Романом Игнатьевым. Для позднесоветской экранизации Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Узник замка Иф» композиции на разрыв аорты писал Александр Градский. Жизнь и история Эдмона Дантеса будоражит творцов: а как иначе, если рассматривает она ключевые вопросы человеческого мироздания — справедливость, любовь, закон и правосудие.
Работа над спектаклем у художественного руководителя театра имени М. Горького заняла три изнурительных года, вместивших в себя ремонт сцены и пандемию коронавируса. И вот долгожданный спектакль вышел к зрителю. Высказывание получилось мощным, динамичным, многослойным. Здесь нашлось место и увлекательному сюжету, и философским размышлениям о природе богатства, о праве человека на возмездие. Известно, что месть — это блюдо, которое принято подавать холодным. Главный герой спектакля в эффектном исполнении Руслана Чернецкого подает его своим врагам с песнями и плясками.
В премьерной рок-опере много удачных номеров и запоминающихся персонажей. Аббат Фариа (Александр Полозков) своей пластичностью похож на хиппи. Коварный Данглар (Андрей Душечкин) — олицетворение людской алчности — выглядит самодовольным и непотопляемым, но поразительным образом не вызывает отторжения. Прокурор Вильфор (в двух составах его интересно играют Сергей Чекерес и Денис Немцов) щеголяет аристократичными нарядами, но в его речах мы слышим нотки самолюбования и назидательности. Хороша и женская часть ансамбля: актрисы Виктория Ковальчик, Вероника Пляшкевич, Ольга Здярская, Виталина Бидюк, Елена Стеценко, Эмилия Пранскуте хорошо чувствуют своих героинь. Галерея образов здесь тоже разнообразна, есть где и включить нерв, продемонстрировать природное обаяние и красоту: от легкомысленных девиц из таверны до девушек из высшего общества, которым, как известно, трудно избежать одиночества, до дочерей Востока, воспетых певицей Гюнешь.
Рок-опера «Граф Монте-Кристо» впечатляет моментальной сменой декораций и органичным сочетанием массовых сцен и сольных номеров.
Кажется, рок-оперу «Граф Монте-Кристо» ждет счастливая кассовая судьба. Во-первых, это амбициозное и захватывающее зрелище. Во-вторых, во все времена большой любовью у зрителей пользовался такой жанр, как актерская песня. Пусть у драматических артистов не такой широкий диапазон голоса, как у звезд оперы, но, где надо, они доберут эмоции игрой и слезой. Тем более пересечение с романом Дюма, знакомым с детства, это все равно что встреча с дальним родственником, которого давно не видел. Такому родственнику прощаешь даже привычку постоянно кричать тебе в ухо вместо того, чтобы вести тихую семейную беседу.
Добрый зритель в девятом ряду.