Жители лесной деревушки под Березой страдают от набегов диких животных

Косуль бояться — во двор не ходить

Деревня Бронная Гора разместилась в удивительно живописном месте. Тихая охота здесь, в сосновом бору, всегда была не только любимым занятием, но и источником дополнительного заработка для местных жителей. Однако в последний год лесная прописка приносит бронногорцам больше печали, чем радости. Лосей, оленей, косуль в окрестных лесах стало так много, что за пропитанием они пошли в огороды. «Мы боимся, что скоро в деревню вслед за ними придут волки» — с такими невеселыми мыслями жители Бронной Горы обратились за помощью в брестский корпункт издательского дома «Беларусь сегодня».
СКАЗАНО

— Сегодня мы как никогда должны быстро и адекватно реагировать на обращения граждан, еще важнее — предупреждать эти обращения. И не потому, что все сказанное превращается в острый медийный повод для недовольства. Важно, чтобы народ, последовательно поддерживающий нас, чувствовал, что находится под нашей защитой.

Александр Лукашенко на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки, 30 июля 2021 года.

И только топот копыт

…Двор Ольги Скибинской отделяет от леса дорога. Ольга Андреевна показывает свои владения и сокрушается:

— Съели клубнику, малину, потоптали картошку, объели ветки яблони.

Чтобы спасти грядку с клубникой, хозяйка накрыла ее жердями и ветками. 90‑летняя женщина взяла в руки молоток и «усилила» забор — прибила сверху над штакетами доски. Но эта преграда косуль не останавливает — берут высоту в два метра буквально с места.

Наталья Юркова и Ольга Скибинская.

Соцработник Наталья Юркова обнимает свою подопечную:

— После набегов животных Ольга Андреевна плачет, но берет грабельки и ровняет землю. Говорю ей — зачем вам огород, но бабушка привыкла всю жизнь на земле работать, пока есть силы, говорит, будет садить и поливать.

К разговору подключается Надежда Пархотик:
— Косули очень любят щавель. Дочка собиралась срезать и законсервировать, но не успела — съели. Приходят они, как стемнеет. Лежу, бывает, вечером и слышу: скачут и мычат. Выйти страшно.
Надежда Михайловна рассказывает, что, когда высадила кабачки и помидоры в теплицу, неделю на ночь включала во дворе освещение, чтобы звери не выбили копытами посадки.

Елена Курилович показала фотографии, которые сделала телефоном из окна: в нескольких метрах от дома косули спокойно едят опавшие яблоки — минувший год был небывало урожайным.


— Все время втроем приходили. Я уже и привыкла к ним, — признается Елена Ивановна. — Одну косулю зимой кто-то загрыз — лежала на дороге. Сейчас только одна приходит. В березовой рощице неподалеку ее лежанка, метрах в пятидесяти от моего дома.

Раиса Гринюк — единственный человек, которому удалось получить компенсацию за ущерб от набегов. Правда, не за потравы, а за сломанный забор.

— Приехала я как-то зимой из Березы, где сейчас живу, и вижу: лежит мой плот на земле. Снег по всему двору вытоптан. Следы даже на гараже — и туда козы запрыгивали. 
Стала звонить — в охрану природы, общество охотников, райисполком. Ответ один: укрепляйте забор. Но забор у меня крепкий был! Сосед Анатолий Мшар — свидетель неоднократных набегов к моим яблоням и в огород. Говорит, стадо приходило до 20 голов. Какой забор их остановит? Решила, раз плачу взносы много лет по обязательному страхованию строений, стоит обратиться за выплатой.

Кормить нельзя охотиться

Почему в окрестностях Бронной Горы стало так много зверей и они ринулись в огороды, знает Елизавета Мшар. Человек в деревне авторитетный — бывшая учительница, краевед, по крупицам более 20 лет собиравшая данные о геноциде под Бронной Горой, победительница областного этапа конкурса «Женщина года — 2021». Вот что рассказала Елизавета Борисовна:


— Ранее лес около нашей деревни был в ведении частного охотхозяйства. Стояли подкормочные площадки, проводили охоты. Баланс выдерживался, к людям звери не приходили. Но фирма закрылась. Охот не стало. В поисках пропитания лоси, олени, косули, не говоря уже о зайцах, которые гуляют по садам как у себя дома, пошли в огороды. Выхожу однажды на порог, а передо мной стоит олень! Что я, кнопка в 50 килограммов, против того зверя, который даже моих собак не боится?

Обращение за помощью в газету стало криком отчаяния, говорят сельчане.

— О проблеме знают районные власти, но над нами или посмеиваются, или советуют укреплять заборы, — сокрушается Раиса Гринюк.

Елизавета Мшар тоже, как говорят, звонит во все колокола, обращалась она и к помощнику депутата.

Жители Бронной Горы считают, что выход из ситуации есть, и не требуют невозможного. Они даже возмещения ущерба от потрав не просят. Но разговаривают эмоционально, чувствуется — наболело:
— Или подкармливайте животных, как это делают в Беловежской пуще, или расселяйте в другие регионы, или регулируйте численность. Не стоит ждать, пока кого-нибудь вечером волки загрызут.

...К сожалению, корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня», как и сельчанам, не удалось дождаться внятного разговора по ситуации от руководства Березовского райисполкома. По поручению председателя Вячеслава Метлицкого ответ дал председатель районной организации БООР Александр Лисенков: «В соответствии с п. 5 Правил ведения охотничьего хозяйства, утвержденных Указом Президента «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», территории земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов в фонд охотничьих угодий не включаются. Землепользователь обязан принимать меры по предупреждению уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных культур. Принимаемые меры, за исключением охоты, не должны приводить к гибели, ранению или заболеванию диких животных».

КОМПЕТЕНТНО

Начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Александр Козорез:

— Местное частное охотхозяйство лишилось угодий около Бронной Горы, и два года там охоты не велись. Численность охотничьих видов увеличилась. Сейчас угодья переданы Березовской районной организационной структуре РГОО «БООР». Кормежка — это искусственный подход, который будет только способствовать увеличению численности. А расселение — вчерашний день, потому что зверья в лесах страны достаточно. Охота — вот действенный механизм регулирования численности животных. Но надо понимать, что ближе 200 метров с заряженным ружьем к деревне подходить нельзя. Разумеется, и в огородах никто охотиться не будет. Что касается возмещения ущерба за потравы, здесь механизм достаточно простой. Сельсовет, на территории которого находится деревня, должен собрать факты и направить в райисполком. Комиссия по предотвращению потрав разрабатывает комплекс мер для охотпользователя и местных жителей. Эта же комиссия рассматривает вопросы о возмещении вреда. Если все прописанные мероприятия выполняются, потрав быть не должно.

В ТЕМУ

В деревне Столпище Кировского района Могилевской области 7 июня лось травмировал супругов-пенсионеров прямо во дворе их дома. Мужчина 84 лет и женщина 75 лет доставлены в больницу с различными травмами. Когда в деревню прибыли спасатели, животное убежало в лес, где напало на лесников. Лося отловили.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter