Не только мечтать о высоком, но и покорять космос, не летая в облаках, решать земные проблемы. В одном предложении — вся актуальная повестка отношений между Минском и Москвой. По настроению прошедшая встреча первых лиц государств стала заоблачной, по насыщенности — результативной. Если оценивать по-земному, то нарративы понятны: космос наш и космос объединяет нас. Но есть в этом событии еще и священнодействие, сакральные мотивы: религиозные, идеологические, мировоззренческие. Чтобы оценить состояние и перспективы тех либо иных народов, надо понимать, чему они радуются. У нас высокая, небесная радость. Достаточно взглянуть в глаза президентов и космонавтов. В них — жизнь.
Цивилизация будущего
Полет советского человека в космос стал победой вселенского масштаба. У других народов таких побед не было и не будет. За 15 лет мы смогли из хатынских пепелищ подняться к звездам. Белорусы и русские (тогда все вместе — советские) смогли преодолеть эту невероятную пропасть разрухи, горя и взлететь.
Петр Климук и Владимир Коваленок были героями нашего времени и нашей страны. Той чистой и искренней Беларуси, где умели радоваться любому новому свершению и разделять радость друг друга. Олег Артемьев и Олег Новицкий — хоть на скафандрах у них российский триколор, но в биографии белорусские корни. Наша нация мечтателей подарила миру много известных имен, связанных с космосом.
Философия глобализма и западный тренд потребительства не искалечили сознание наших людей. Мы аплодируем первому космонавту уже суверенной Беларуси — Марине Василевской. С нами радуются россияне. Это прежде всего и объединяет наши страны и народы: коллективное чувство к горнему, к высоким смыслам.
Именно эти посылы смогли объединить разрозненные племена восточных славян, сплотить их в монолитную государственность. Промышленная кооперация, создание совместных программ, общие рынки товаров, услуг и энергоносителей. Это ведь лишь инструменты развития экономик. Это все есть и в ЕС, и на других интеграционных площадках. Наш стержень — нечто большее. В этом наша похожесть.
Обществу соседней России предложили бытовое счастье на западный манер, но эта идея не зашла. Не та сверхидея. В Беларуси сохранили не только госсобственность, но и монополию на нечто высшее, чем просто деньги. Мы смогли не упасть в бездну кичливой постдемократии и лживого космополитизма, унифицированных норм и правил для всех. Мы не утратили себя. Сначала надо было подняться над разрухой и безнадежностью 1990‑х, вырулить и держать правильный курс во время всеобщей геополитической турбулентности. Надо было не упасть в бездну неверия в себя и своего будущего.
Надо было остаться людьми, которые умеют мечтать не о хот-доге, а о космосе. Это и есть мировоззрение нашей восточнославянской цивилизации — наше ядро и уникальное отличие мира славянской цивилизации будущего.
А встреча президентов 12 апреля — это и отсыл к победам прошлого, и праздник победы настоящего. Победы в современной когнитивной войне.
Исторические возможности
Космос — это всегда про мечту, хоть и очень дорогую. Космос — это школа и компетенции, отдельная индустрия. Лишь страны с успешной, крепкой экономикой могут позволить себе создавать спутники, обслуживать их, обладать геоинформационными системами. Такая она, наша Беларусь!
Можно, конечно, переживать о потере премиального европейского рынка, стенать об утерянных инвестициях от польских панов. Но раньше наши женщины штурмовали рынки Белостока, сейчас — космос. Воздыхатели по неудавшемуся майдану, сравните европейский путь Украины и наш белорусский в союзе с Россией. Конкретный вывод даже на примере космоса.
Зеленский посылает своих женщин погибать в окопы за интересы западных элит, а наш Первый — белорусок в космос!
Любопытный момент. В Кремле Владимир Путин пригласил Александра Лукашенко на Совет безопасности РФ. Это вообще уникальное явление, ведь заседание Совбеза — самое закрытое мероприятие. Это просто космос политического доверия.
И еще одно событие, которое вряд ли можно назвать совпадением. В канун Дня космонавтики Россия впервые запустила тяжелую ракету-носитель «Ангара-А5» с нового космодрома Восточный. С ее помощью можно выводить на орбиту целые группировки спутников. Хочешь — биолаборатории, хочешь — орбитальные обсерватории.
Александр Лукашенко подчеркнул:
— Я думаю, мы еще не единожды увидим совместные полеты россиян и белорусов. Но то, что он (Президент РФ. — Прим. ред.) так мельком сказал, что своя будет космическая станция, «Ангара» все-таки затащит туда это оборудование, — это главное. Мы готовы вместе приложиться, насколько можем, чтобы создать эту космическую станцию и вместе работать.
На что Владимир Путин ответил:
— Оптика за вами.
На возможности Беларуси Россия посмотрела под новым углом. Особенно разглядели возможности нашей микроэлектроники. Зачем искать заморские бренды, когда на пространстве от Тихого океана до Западного Буга — море возможностей.
Во время встречи президенты рассмотрели и ряд приземленных вопросов. Перед визитом в Москву Александр Лукашенко провел острое совещание по промышленности. Из сборочного цеха нам пора двигаться к технологическому суверенитету. Тем более возможности исторические. Самый близкий российский рынок во всех смыслах стал ближе некуда. Уже стали традицией, как по расписанию, встречи белорусского лидера с губернаторами российских регионов. Политическая воля есть. Теперь надо активнее двигаться промышленникам. Даже привередливые госкорпорации выздоравливают от импортозависимости. Вопрос в освоении миллиардов. В России создадут восемь белорусских мультибрендовых центров в городах-миллионниках — это опорные точки наших товаров. Второй этап — сервисные центры в городах-полумиллионниках. Плюс дальние рынки третьих стран могут стать доступнее и ближе в паре с российскими партнерами. Африка ближе космоса. Но ближе всех Украина. Она — у сердца нашего Президента. Людей жалко.
Украинская воронка
У нас на повестке — путь к звездам и дальнейший путь машиностроения. У них — война. Западные мыслители через Украину захотели зайти, не вытирая ног, в Кремль и растоптать Беларусь. Но нет. Украина превратилась в черную дыру именно для зачинщиков «победоносной» войны на Востоке. А оказалось, в эту яму сами и угодили. На американском Западе даже тон избирательному процессу задает Украина, на европейском Западе — война с общественным мнением из-за поддержки войны в Украине. Россию не удалось засосать в эту воронку.
У неглупых стратегов Запада был запасной вариант: восточный фронт растянуть на тысячи километров. Задача у них одна: в битву цивилизаций втянуть Беларусь. Не с нашим Президентом. А не нашего пропихнуть во Дворец Независимости не удалось.
У Запада побед в Украине нет. Это не только финансовые потери, это еще имиджевые. Используя политический глоссарий Борреля, «джунгли» ликуют: «Акела промахнулся». И лишь Минск и Москва рассматривают Киев не как разменную гривну, а как страну наших людей. Если для западной цивилизации мир — это сглаживание своего проигрыша, то для нас — это возможность сохранить жизни наших людей. Вот и вся соль нашей позиции. Минские переговоры — можем повторить.
«Можем повторить» — обычно так с гордостью говорят о Великой Победе.
Мы, белорусы и россияне, смогли повторить самую высокую победу — снова вместе вышли в космос. Но Союзное государство — это целая Вселенная, и еще полно непокоренных вершин.