Фото БЕЛТА
По его словам, когда идет речь об инновациях и развитии отечественной науки, от белорусских ученых никто не требует изобретать велосипед. «Но нужно знать, что делают конкуренты и на каком уровне они находятся, — отметил Александр Косинец. — Мы, конечно, изучаем их опыт и делаем инновационную продукцию, которая не уступает, а по многим позициям опережает (продукцию конкурентов. — Прим. БЕЛТА). Для этого требуются серьезная материально-техническая база, кадры и связь науки с производством».
Зампредседателя ВНС подчеркнул, что в Беларуси «сложилась стройная система организации и управления наукой». «Вместе с тем не зря Главой государства создана рабочая группа, которая изучает деятельность НАН с тем, чтобы она стала драйвером развития нашего государства и общества. Ибо за наукой будущее», — добавил он.
Например, в числе недостатков, на которые стоит обратить внимание и принять меры для исправления ситуации, Александр Косинец назвал значительное отставание вузовской и академической науки от науки отраслевой.
«Главой государства ставится задача сделать все необходимое, чтобы поднять уровень академической и вузовской науки с тем, чтобы они совместно обеспечивали внедрение самого нового, передового», — сказал он.
Для этого в стране есть очень многое, включая высокий интеллектуальный потенциал. Но работа с кадрами не всегда выстроена эффективно, о чем также шла речь на встрече у Главы государства.
«Звучала тема мотивации ученых, создания для них необходимых условий, поддержки, — рассказал Александр Косинец. — Это даст результат в стратегическом плане — развитие новых проектов и их внедрение».
Яркий пример тому сфера здравоохранения. Беларусь находится в числе стран с самой низкой младенческой и материнской смертностью. «Это говорит о достаточно высокой квалификации, профессионализме, материально-технической базе, значимости научно-педагогических школ и возможности для здравоохранения быть конкурентоспособным на мировой арене», — сказал Александр Косинец.
То есть в сфере здравоохранения научные разработки имеют большое прикладное значение, быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект. Рассуждая о том, как добиться аналогичного эффекта и в других отраслях, Александр Косинец пояснил, что для этого нужно время и модернизация материально-технической базы. На многих предприятиях она устарела и требует замены. «Часто говорят о цифровой экономике, не понимая, что это прежде всего роботизация, автоматы, полуавтоматы с программами. На этой технике должны работать люди с высшим образованием, которые могут существенно повысить производительность труда. Мы сейчас по ней отстаем от других государств, надо ее увеличивать в два-четыре раза», — добавил он.
По его мнению, Беларусь при соблюдении должного уровня дисциплины и модернизации отраслей может войти в топ-50 стран мира и создать «мощную экономику завтрашнего дня 5–6-го уклада».
«Например, если бы не Президент, была бы Белорусская атомная электростанция? Или была бы Белорусская национальная биотехнологическая корпорация? Или была бы такая масштабная модернизация нефтехимического комплекса?» — задал риторические вопросы он. В том же ряду примеров — модернизация деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслей, развитие отечественного автомобилестроения на заводе «БЕЛДЖИ». «Могу назвать еще много примеров, связанных с директивным подходом, — продолжил Александр Косинец. — И что в этом плохого? Следовательно, где надо, надо применять административный ресурс. Кто не умеет — надо учить, не могут — помогать, не хотят — заставлять. Все три элемента надо использовать для того, чтобы готовить кадры. А в процессе этой работы они (кадры. — Прим. БЕЛТА) становятся совершенно другими: более смелыми, решительными, энергичными, творческими. И думают про науку».