Косинец: академическую и вузовскую науку нужно подтягивать до уровня отраслевой

Необходимо поднимать уровень развития академической и вузовской науки, чтобы они обеспечивали внедрение самого передового опыта. Об этом по итогам встречи Президента Александра Лукашенко с рабочей группой по анализу деятельности НАН заявил журналистам заместитель Председателя Всебелорусского народного собрания, доктор медицинских наук, профессор, член рабочей группы Александр Косинец, пишет БЕЛТА.

Фото БЕЛТА

По его словам, когда идет речь об инновациях и развитии отечественной науки, от белорусских ученых никто не требует изобретать велосипед. «Но нужно знать, что делают конкуренты и на каком уровне они находятся, — отметил Александр Косинец. — Мы, конечно, изучаем их опыт и делаем инновационную продукцию, которая не уступает, а по многим позициям опережает (продукцию конкурентов. — Прим. БЕЛТА). Для этого требуются серьезная материально-техническая база, кадры и связь науки с производством».

Зампредседателя ВНС подчеркнул, что в Беларуси «сложилась стройная система организации и управления наукой». «Вместе с тем не зря Главой государства создана рабочая группа, которая изучает деятельность НАН с тем, чтобы она стала драйвером развития нашего государства и общества. Ибо за наукой будущее», — добавил он.

Например, в числе недостатков, на которые стоит обратить внимание и принять меры для исправления ситуации, Александр Косинец назвал значительное отставание вузовской и академической науки от науки отраслевой.

«Главой государства ставится задача сделать все необходимое, чтобы поднять уровень академической и вузовской науки с тем, чтобы они совместно обеспечивали внедрение самого нового, передового», — сказал он.

Для этого в стране есть очень многое, включая высокий интеллектуальный потенциал. Но работа с кадрами не всегда выстроена эффективно, о чем также шла речь на встрече у Главы государства.

«Звучала тема мотивации ученых, создания для них необходимых условий, поддержки, — рассказал Александр Косинец. — Это даст результат в стратегическом плане — развитие новых проектов и их внедрение».

Яркий пример тому сфера здравоохранения. Беларусь находится в числе стран с самой низкой младенческой и материнской смертностью. «Это говорит о достаточно высокой квалификации, профессионализме, материально-технической базе, значимости научно-педагогических школ и возможности для здравоохранения быть конкурентоспособным на мировой арене», — сказал Александр Косинец.

То есть в сфере здравоохранения научные разработки имеют большое прикладное значение, быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект. Рассуждая о том, как добиться аналогичного эффекта и в других отраслях, Александр Косинец пояснил, что для этого нужно время и модернизация материально-технической базы. На многих предприятиях она устарела и требует замены. «Часто говорят о цифровой экономике, не понимая, что это прежде всего роботизация, автоматы, полуавтоматы с программами. На этой технике должны работать люди с высшим образованием, которые могут существенно повысить производительность труда. Мы сейчас по ней отстаем от других государств, надо ее увеличивать в два-четыре раза», — добавил он.

По его мнению, Беларусь при соблюдении должного уровня дисциплины и модернизации отраслей может войти в топ-50 стран мира и создать «мощную экономику завтрашнего дня 5–6-го уклада».

Правда, в этом устремлении, по его словам, нужно задействовать административный ресурс, ведь сами руководители предприятий далеко не всегда решаются на комплексную модернизацию. «Это очень большая ответственность. За это не каждый хочет браться. Поэтому необходим во многих случаях директивный административный подход», — пояснил Александр Косинец.

«Например, если бы не Президент, была бы Белорусская атомная электростанция? Или была бы Белорусская национальная биотехнологическая корпорация? Или была бы такая масштабная модернизация нефтехимического комплекса?» — задал риторические вопросы он. В том же ряду примеров — модернизация деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслей, развитие отечественного автомобилестроения на заводе «БЕЛДЖИ». «Могу назвать еще много примеров, связанных с директивным подходом, — продолжил Александр Косинец. — И что в этом плохого? Следовательно, где надо, надо применять административный ресурс. Кто не умеет — надо учить, не могут — помогать, не хотят — заставлять. Все три элемента надо использовать для того, чтобы готовить кадры. А в процессе этой работы они (кадры. — Прим. БЕЛТА) становятся совершенно другими: более смелыми, решительными, энергичными, творческими. И думают про науку».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter