Признаться, я как‑то упустил момент, когда простая пешеходная прогулка превратилась в стресс‑тест. Стремительно заполонившие города средства персональной мобильности — все эти электросамокаты, моноколеса, сегвеи — сделали наши гуляния проверкой на психологическую устойчивость, личную ловкость и персональное везение. Один шаг в сторону — и тебя сбивает подросток, бесшумно несущийся на двухколесной электрической торпеде. Если повезет, он всего лишь выбьет у тебя из рук сумку с продуктами или смартфон. Мало того что наездник покалечится сам, он еще способен переехать твою собачку или не дай бог врезаться в коляску с ребенком. Коллега, удивлявший меня докладами о выживании на тротуарах, взялся подробней растолковать свою позицию:
— Понимаешь, в начале 90‑х годов я выходил на улицу с мыслью, что сегодня, если повезет, не получу по голове от хулиганов. Теперь времена изменились, и я надеюсь, что меня всего лишь не собьет электросамокатчик. Прогресс, однако!
Это, конечно, горькая ирония. На самом деле масштаб проблемы велик не только в белорусских городах. Во многих мировых столицах осознали, что тротуары вдруг перестали быть территорией безопасности. В Париже, где прокат двухколесного электротранспорта полностью запретили с сентября прошлого года, самокатчиков назвали «кошмаром мегаполиса». Мало того что они добавили хаоса в городское движение, существенно увеличив тот уровень опасности, которую до них создавали велосипедисты. Так ведь еще загромоздили улицы беспорядочной парковкой, вынуждая пешеходов обходить эти скопления самокатов. По всему миру люди, поначалу с восторгом воспринявшие экологичные и недорогие средства передвижения, начинают к ним охладевать. А власти все активнее ограничивают использование этих средств. Официально электросамокаты полностью запрещены в Торонто. В Сингапуре самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, можно только по специальным дорожкам. В Великобритании управлять электросамокатом можно только с 18 лет, а сам водитель должен иметь действующие водительские права. В Москве депутаты обратились в Минтранс с предложением ввести такие же ограничения, а в Санкт‑Петербурге полиция потребовала ввести полный запрет на движение электросамокатов по тротуарам.
Пешеходы, понятно, полностью поддерживают этот запрет, но куда в таком случае деваться самокатчикам? Они ведь не по своей злонамеренности передвигаются в толпе пеших участников движения: иной способ запрещен ПДД. А если все‑таки выдавить их на проезжую часть и обязать двигаться в полосах для маршрутных транспортных средств, то тут уж за голову схватятся и автомобилисты, и врачи. Первым неохота попадать под статью за сбитого двухколесника, вторые предрекают рост числа (и тяжести) травм на дорогах.
Сейчас проблема объясняется отсутствием инфраструктуры, которая бы позволила развести потоки пешеходов и СПМ. Должно быть, почти никто не предполагал взрывного роста популярности индивидуального электрического транспорта, потому под него и не строили отдельных дорожек. Пишу «почти» потому, что некоторые граждане наверняка рассчитывали на эту популярность. Это те люди, которые владеют бизнесом по прокату самокатов. Именно они, вывалив на наши улицы целые стада электрического транспорта, создавшие под них электронные приложения и системы оплаты, почему‑то не озаботились, где и как вся эта двухколесная саранча будет передвигаться. А общество, в свою очередь, не потрудилось спросить у самокатных бизнесменов: «Хотите развивать коммерческое использование СПМ? Сколько километров дорожек для них вы уже построили?»
Сейчас не поздно задаться этим вопросом. Почему нет? Выпустил на улицу 20 самокатов? Предъяви 20 километров специальной трассы для них. Такой подход был бы справедлив. И самокатчики спокойно летали бы, как ужаленные, и пешеходы бы не подвергались излишнему риску.Но есть во всей этой истории и одно радующее лично меня обстоятельство. Впервые за 30 выпусков рубрики мне не пришлось писать о наших оголтелых недругах, истекающих желчью где‑то за рубежом. Пусть исходят ядом, продолжая свое самоотравление. Сейчас появляется время и место обратить внимание на наши сугубо внутренние, домашние, мирные проблемы.
А значит, продолжение следует.
rud@sb.by