Если проверять каждую фуру вручную, на границе соберется многокилометровая очередь. Где искать контрабанду, таможенникам подсказывает компьютерная программа.
В ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ
Два с половиной года работы, несколько тысяч правок, сотни экспертов из пяти стран... Работа над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза была масштабной и кропотливой. Установить общие правила оказалось непросто, ведь сейчас в ЕАЭС настоящий разнобой. С одной стороны, никто не отменял нормы Таможенного союза, принятые семь лет назад. С другой, они успели устареть, так что таможенники разных стран работают по внутреннему распорядку. Но скоро правила будут одинаковы для всех. Причем довольно щадящие.
– Общение предпринимателей и таможенников сведется к минимуму, – обещает председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. – Документ ждали представители нашего бизнеса. После вступления в силу Таможенного кодекса мы ожидаем значительного улучшения бизнес-климата в ЕАЭС.
Чтобы привести пять стран к единым стандартам, часть полномочий отдали на уровень Евразийской экономической комиссии. Количество вопросов, которые она регулирует, станет больше в два раза.
Теперь документ должны ратифицировать во всех пяти странах. Планировалось, что Таможенный кодекс вступит в силу 1 июля 2017-го. Но вот успеют ли проголосовать все парламенты, пока не ясно. Эксперты говорят, что введение новых правил могут отложить до начала следующего года.
В ПРОШЛОМ ГОДУ НЕ УСПЕЛИ
Президенты четырех из пяти стран Союза поставили свои подписи под документом еще в декабре прошлого года, когда собирались в Санкт-Петербурге на заседание Высшего экономического совета ЕАЭС. Александр Лукашенко на саммит тогда не приехал, а вместо самого Таможенного кодекса подписал указ о принципиальном его одобрении.
– Это право любого государства – еще раз внимательно изучить документ, – прокомментировала тогда министр Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
Белорусские чиновники еще раз изучили текст кодекса, а главное, за это время удалось преодолеть возникшие разногласия между Москвой и Минском. Ведь именно из-за них Александр Лукашенко взял паузу. Даже союзный товарооборот, на сокращение которого он сетовал, в 2017-м показывает неплохие темпы.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Марина Глазатова, заместитель директора Института торговой политики НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук:
– Любой кодекс – упорядочение и единообразие правового пространства. Вместо многочисленных документов есть один непротиворечивый, логичный и структурированный правовой акт. Новый ТК ЕАЭС углубляет интеграцию, переводя таможенное регулирование на наднациональный уровень. Статус ЕЭК как регулятора усиливается. В ЕАЭС появился еще один масштабный международный договор, закрепляющий и очерчивающий единое пространство – таможенное.
Новый ТК ЕАЭС поспел как нельзя кстати. В последние два года замедлился товарооборот между членами союза. По данным ЕЭК, общее сокращение объемов взаимной торговли в 2016-м по сравнению с предыдущим годом составило 3,1 миллиарда долларов, или 6,7 процента. Такой тренд отмечается не только в экономиках стран ЕАЭС. В недавно подготовленном докладе МВФ, ВТО и Всемирного банка выражена озабоченность низкими темпами и медленными реформами.
На этом фоне начатый ВТО почти десять лет назад, в разгар активной международной торговли, процесс упрощения процедур торговли достиг завершающей стадии и сейчас члены ВТО один за другим подписывают соответствующее соглашение. В условиях экономического замедления снижение барьеров должно стать хорошим катализатором возобновления активности.
Схожий эффект ожидается и от нового Таможенного кодекса. В случае с ЕАЭС он может даже усилиться, если в союз вступят другие страны.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТК
Электронные технологии
Подать декларацию можно будет онлайн. В интернет уйдет весь процесс растаможки. Бумажные бланки останутся только в качестве резервных носителей. Таможенникам стран – членов союза придется перенастроить свои системы управления рисками: компьютерные программы, которые подсказывают людям в погонах, где, кого и как тщательно проверять. Теперь они будут не ловить нарушителей широким неводом, а действовать точечно.
Скорость
Проходить процедуру таможенного оформления фуры будут за четыре часа. Добиться этого планируют с помощью системы «одного окна», отказавшись от проверок документов, подтверждающих данные в декларации. Если компьютерная программа дает зеленый свет, можно будет уложиться всего в несколько минут.
Упрощенный режим
Новый ТК заметно расширяет возможности уполномоченных таможенных операторов. Это фирмы, которые добросовестно соблюдают все требования таможенников и не пытаются их провести. Хорошая репутация позволит им выполнять все процедуры в упрощенном режиме. А таможенники смогут сэкономить ресурсы для пристального контроля за подозрительными фирмами-однодневками и другими потенциальными нарушителями.
Duty free
Теперь магазины беспошлинной торговли можно будет открывать и в зоне прилета аэропортов, даже на внутренних рейсах. Нужно только принять некоторые поправки на национальном уровне. Более того, эксперты прогнозируют, что торговые точки Duty free появятся и на железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска.
Принцип резидентства
Декларацию можно подавать таможенным органам только своей страны, хотя предлагалось разрешить резидентам стран ЕАЭС выпускать товары в любом государстве союза. Получается, если фирма из Кыргызстана импортирует из Евросоюза, чтобы продавать в России, все равно сначала она должна привезти коробки в Бишкек. Логистика страдает, растут издержки, но менять положение дел наотрез отказался Казахстан. По мнению представителей республики, для отмены принципа резидентства придется менять национальное законодательство, которое трогать не договаривались. Возможно, стороны вернутся к вопросу позднее.
Дмитрий КОЗУРОВ