Михаил Лещинский занимается краеведением, чтобы увековечить память выдающихся уроженцев Дубровенского района
Корень всех начал
Логично предположить, что Михаил Александрович тоже родом с Дубровенщины. Но нет: его малая родина — деревня Новые Шаробаи Глубокского района. Окончил Гродненский сельскохозяйственный институт, позже Минскую высшую партийную школу, затем паренька призвали в армию. Срочную службу, как говорит Михаил Александрович, проходил на краю земли — на Дальнем Востоке. Был рядовым, потом ефрейтором войск противовоздушной обороны. Случайное ли совпадение: предшественник 180-й зенитно-ракетной Оршанской ордена Кутузова бригады, где служил солдат Лещинский, — 48-й зенитный артполк — освобождал от немецко-фашистских захватчиков Дубровно.
После армии Михаил Лещинский в разное время работал в должностях агронома, председателя колхоза имени Димитрова в Лепельском районе и там же, на Лепельщине, заместителем председателя райисполкома. Наконец ему, опытному руководителю и хозяйственнику, поручили возглавить исполнительную власть в другом районе: председателем Дубровенского райисполкома Михаил Лещинский проработал почти два десятка лет.
Написанное на новый лад серьезный исследователь не переписывает, а старается добраться до первоисточников — материалов государственных архивов. Причем они тоже сразу не представят полную и ясную картину. Нужно искать, находить, анализировать сведения, порой не имеющие прямого отношения к той или иной личности, но приоткрывающие важнейшие звенья будущей цепи. А еще — основательная работа с библиографией. Это кропотливый труд в архивах и библиотеках. Но именно в истории, которая вдруг становится близкой и понятной, исследователь находит радость открытия. Так работал Михаил Лещинский — собирал сведения о выдающихся земляках в российских государственных архивах федерального уровня в Москве и Санкт-Петербурге, Национальном архиве Беларуси, в архивах Российской государственной библиотеки, Национальной библиотеки Беларуси.
Удалось раскопать интересные данные об академике и профессоре Императорской Академии художеств, известном русском портретисте Сергее Зарянко, уроженце деревни Ляды тогдашней Могилевской губернии (ныне это одноименный агрогородок Дубровенского района). Михаил Лещинский нашел частную переписку первой половины XIX века, из которой можно предположить, что князь Константин Любомирский, флигель-адъютант Александра Первого, проиграл в карты своего крепостного Константина Никитина, отца будущего художника. Предстоит уточнять этот неизвестный ранее факт, увязывая его с получением Сергеем Зарянко вольной.
Популяризация духовного наследия гравера Василия Кореня, который родился в самом Дубровно, а с 1691 года проживал в московской Мещанской слободе, — особая тема для обстоятельного разговора. Василий Корень создал первую в России, выражаясь академическим языком, лицевую блоковую гравированную книгу — Библию для бедных (то есть для тех, кто не умел читать). В интернете появилась ничем не подтвержденная информация о том, что все экземпляры Библии Кореня, кроме одного, отпечатанные в конце XVII века, были полностью уничтожены якобы по церковному запрету. Однако Михаил Лещинский на обороте тиражируемых позже картинок Библии Кореня в издании известного коллекционера Дмитрия Ровинского обнаружил четкие церковные печати и знаки, разрешающие публикацию.
В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится единственный экземпляр уникального издания, который Михаил Александрович видел. По его инициативе на пятой конференции «Витебский край», которая состоялась в прошлом году, четыре выступления были посвящены Василию Кореню. В том числе доклады крупнейших в России специалистов в области русской народной картинки и гравюры академика Антонины Сакович и художника Виктора Пензина, а также кандидата искусствоведения Людмилы Вакар и самого Михаила Лещинского.
Перу искусствоведа Антонины Сакович принадлежит монументальный двухтомник «Народная гравированная книга Василия Кореня». В свое время Виктор Пензин в составе московской делегации был принят Папой Римским Иоанном Павлом II и преподнес понтифику в дар альбом реконструкции Библии Кореня. Михаил Александрович убежден, что для белорусов, вообще для славянского мира, Василий Корень стоит вровень с самим Франциском Скориной, и тиражирование единственного экземпляра этой Библии — дело чести для нашей страны.
В Дубровно родился также герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов, капитан I ранга флигель-адъютант Александр Казарский, под командованием которого экипаж брига «Меркурий» совершил один из выдающихся в истории морских сражений подвигов, и всемирно известный шахматист Чарльз Яффе. Наконец, Андрей Усов, наводчик орудия тяжелого танка КВ-1, экипаж которого в августе 1941-го противостоял фашистской танковой армаде, рвущейся к Ленинграду, и, подбив 22 танка, вышел победителем в том легендарном бою, — уроженец деревни Барсуки нынешнего Дубровенского района. Усилиями активистов-общественников во главе с Михаилом Лещинским собраны необходимые 10 тысяч подписей жителей Витебской области под ходатайством в исполнительный комитет региональной общественной организации «Золотая Книга Санкт-Петербурга» о внесении имени Андрея Усова в Фолиант Золотой Книги. Михаил Александрович проводил встречи с молодежью в библиотеках и учебных заведениях, рассказывая о подвиге экипажа танка КВ-1 под командованием Зиновия Колобанова, чье имя также вписано в Фолиант.
ПОСЛЕ работы в должности председателя Дубровенского райисполкома Михаил Лещинский возглавлял комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома. С выходом на пенсию активизировал исследовательскую и общественную деятельность. Одной из эффективных форм популяризации имен выдающихся земляков стали посвященные им ежегодные областные открытые шахматные турниры, которые проводятся по инициативе областного совета Белорусского общественного объединения ветеранов. В этих соревнованиях охотно участвуют маститые шахматисты и любители из разных уголков Беларуси, Смоленской и Псковской областей России. Каждый раз Михаил Лещинский готовит для участников новый материал, касающийся знаменитых земляков.
Откуда у него такая тяга к познаниям? Говорит — с детства. Семеро ребятишек было в родительской крестьянской семье Михаила Лещинского, жилось трудно. Но запомнилось душевным светом другое: стены хаты, обклеенные газетами, которые прочитывались от корки до корки, хутора за железной дорогой, разливы во время паводка и сосед на плоту, везущий корове сено… И босоногое лето у детей, которые, играя в войнушку, хотели быть только красноармейцами или партизанами, а когда выпадала очередь становиться «фашистом» — так сразу в слезы. И чтение запоем книг, журналов, и жажда познания, и все та же радость открытия. Искру любви к истории высек в мальчишеском сердце директор Гирстунской средней школы Емельян Трофимович Иванов. Там, на глубокской земле, начиналась для Михаила Лещинского человеческая закалка.
Виталий СЕНЬКОВ.
Фото из архива Российской национальной библиотеки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.