Объединение усилий государств ЕАЭС поможет преодолеть новые экономические вызовы

Кооперация и взаимная поддержка

В связи с недружественными действиями объединенного Запада вопрос научно-технического прогресса приобретает новое звучание. Современные научные разработки, их внедрение, кооперация между государствами ЕАЭС важны как никогда. Об этом и многом другом говорили участники международной научно-практической конференции «Научно-техническое сотрудничество как основа развития ЕАЭС в условиях новых экономических вызовов: проблемы и пути их решения», которая прошла в Минске. 

Согласно оценкам экспертов, существующие производственные мощности в ЕАЭС позволяют увеличить выпуск промышленной продукции не меньше чем в 1,5 раза.

Рассчитывать на собственные силы

То, что большинство исследований белорусских ученых заканчиваются прикладными работами, отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, особенно актуально в нынешних реалиях:

— Сегодня мы должны рассчитывать в первую очередь на собственные силы и серьезно заниматься проектным сотрудничеством, взаимно поддерживая друг друга и не допуская потрясений в экономической жизни. Речь идет и о потребительском рынке, и о продукции производственно-технического назначения. Сейчас востребованность научных знаний как никогда высока. 

Одним из ключевых вопросов мероприятия стала тема импортозамещения, или импортоэффективности. Михаил Мясникович подчеркнул: крупные и малые предприятия ряда стран сталкиваются с очень серьезными трудностями, поскольку каналы традиционных рынков сбыта из-за санкций закрыты. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии сказал:


— Работа пленарного заседания и в секциях показала, что необходимо серьезно заниматься перспективными проектами, проектами завтрашнего дня. 

Одно из важных направлений, которые можно и нужно развивать, по словам Михаила Мясниковича, — микроэлектроника. У Беларуси, России, Армении есть определенные компетенции, и это тот случай, когда усилия нужно объединить. Он отметил:

— Времени нет, и мы вынуждены принимать решения об упрощении некоторых технических вопросов (в том числе в сфере автомобилестроения) в связи с недостатком чипов и других элементов. 


Еще одно перспективное направление — фармацевтическая промышленность. Михаил Мясникович констатировал: конечно, страны ЕАЭС сделали много, но импортная зависимость очень высокая. Он пояснил:

— Речь не только о фармсубстанциях и готовых лекарственных средствах, но и о мед­оборудовании. Ведь посмотрите: в наших клиниках, диагностических центрах практически стопроцентный импорт, который требует затрат на расходные материалы, запасные части, соответствующее техническое обслуживание. Белорусские предприятия имеют хорошие наработки, чтобы в сжатые сроки продвинуться в этих направлениях. 

Михаил Мясникович отметил также сферу биотехнологий, с которыми связана и пищевая продукция, и умные лекарства, а также современное кормопроизводство, витамины, премиксы, незаменимые аминокислоты — все, без чего высокоэффективное сельское хозяйство невозможно. 

— Надо навалиться всем миром, чтобы форсировать эти проекты пяти-шести технологических укладов, — отметил председатель Коллегии ЕЭК. 

Выпуск продукции можно нарастить в 1,5 раза

Евразийская экономическая комиссия является координатором развития и внедрения научных ноу-хау. При этом председатель Коллегии ЕЭК констатировал: для полноценной ее работы потребуется расширение рамок Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г. Он отметил: 

— В договоре ЕАЭС 2014 года очень мягко прописаны вопросы научно-технического прогресса и развития. Комиссия осуществляет определенную координацию в этой сфере, и не более того. Я уверен в том, что необходимы дополнительные полномочия, чтобы более активно влиять на эти процессы. 

Впрочем, согласно существующим исследованиям, уже сейчас выпуск промышленной продукции ЕАЭС можно существенно увеличить. Об этом рассказал министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев


— Согласно оценкам экспертов, существующие производственные мощности в ЕАЭС позволяют увеличить выпуск промышленной продукции не меньше чем в 1,5 раза. Нынешняя ситуация, связанная с возведением барьеров со стороны стран ЕС, открывает большой простор для наращивания производства, увеличения экономической активности. Идея импортозамещения на ближайшие два-три года становится мощнейшей приоритетной перспективной сферой нашей совместной деятельности. То, что Евразийская экономическая комиссия, как мы надеемся, будет уполномочена работать с правительствами стран в этом направлении, станет продолжением нашей работы по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, где вопросы развития кооперации, совместных проектов, инноваций выделены в качестве приоритетных. 

А вот за утечку кадров сегодня, убежден Михаил Мясникович, волноваться не стоит: 

— Когда мы лет 10—15 назад говорили об утечке умов, мы подразумевали физическое перемещение. Оно и сейчас актуально. Но сегодня трансфер знаний может осуществляться в режиме онлайн из любой точки мира. И не нужно заполнять декларации при пересечении границ. 

Другое дело, что на передний план, по его словам, выходят вопросы защиты интеллектуальной собственности: 

— Даже те экономики, которые объединились в противоборствующие блоки, или страны, которые решили развиваться обособленно, вдали от таких процессов, тоже будут осуществлять охоту за новыми знаниями. Наши ученые — носители новых знаний. Нужно посмотреть, как эти знания коммерциализировать и как сделать, чтобы их авторы получали соответствующее вознаграждение у себя в стране. Поэтому вопрос защиты интеллектуальной собственности — вопрос национальной безопасности. 

Эпоха трансформации в мировой экономике

Комментируя изменения в мировой экономике, Сергей Глазьев отметил: идет структурная трансформация, связанная с технологической и управленческой революцией. Он пояснил:

— В рамках технологической революции мы стремимся расширять кооперацию, проводить модернизацию экономики на базе самых современных технологий. И здесь мировой рынок из-за санкций в отношении наших стран получил ряд новых барьеров. Но это временное явление, связанное со сменой мировых хозяйственных укладов. Барьеры возникли, потому что старый мирохозяйственный уклад начал разваливаться с момента краха СССР, который был одним из центров этого уклада. Сейчас разрушается второй центр — американо-европейский. Они потеряли конкурентоспособность по сравнению с новым центром экономики — Юго-Восточной Азией, где сформирована принципиально новая схема управления. Это смешанная экономика, которая сочетает централизованное стратегическое планирование и рыночную конкуренцию. Она на порядок более эффективна. Поэтому если говорить о перспективах, мировая экономическая активность и дальше будет концентрироваться в Юго-Восточной Азии. 

По словам Сергея Глазьева, прогнозы и Китая, и Индии, и других стран региона говорят о том, что темпы экономического роста здесь в долгосрочной перспективе составят 5—8 процентов в год. Здесь же сейчас формируется новое ядро научно-технического развития:

— По всем индикаторам развития Китай начинает опережать США. И все барьеры, и гибридная война возникают из-за того, что американская властвующая элита хочет любой ценой сохранить глобальную гегемонию. В силу своей русофобской ориентации, основанной на традиционной англо-германской геополитической псевдонауке, они полагают, что если они нас захватят, уничтожат, сотрут, то они будут контролировать весь мир. 

Между тем, убежден министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК, экономическое соревнование США уже проиграли Китаю. А в санкциях против России разменяли свою монополию на миссию мировой валюты: больше ни доллар, ни евро таковыми не являются. Все это многократно ускоряет трансформацию мировой экономики и переход к новому мирохозяйственному укладу, который будет включать в себя установление новых норм международного права. 

У нового мирохозяйственного уклада, подчеркивает Сергей Глазьев, ряд принципиальных отличий. Это взаимное уважение национальных суверенитетов, права каждого государства выбирать свою национальную модель развития, взаимовыгода, добровольность, открытость к сотрудничеству. И в рамках этого сотрудничества последний завершающий этап (над ним сегодня идет работа) — это формирование подходов к созданию новой мировой расчетной валюты, которая бы заменила доллар и евро и в ней мы могли бы формировать цены. 

Сергей Глазьев дополняет:

— Модель такой валюты обсуждается в наших экспертных экономических кругах. Она включает в себя пул национальных валют стран-участниц и пул биржевых товаров. Создание такого общего биржевого пространства для Евразии со своей расчетной валютой завершит переход к мирохозяйственному укладу, где санкции потеряют значение. Так же, как и Британия в 30-х годах прошлого века пыталась отгородиться от США и ничего из этого не вышло, точно так же и США сегодня пытаются отгородиться от Азии, но из этого ничего не выйдет. Чем больше они отгораживаются, тем больше проседают. И тем меньше они конкурентоспособны. То, что сегодня делается в рамках антироссийских санкций, влечет усиление Китая, укрепление всей Юго-Восточной Азии. И нам нужно стремиться войти в состав этого нового ядра мирового экономического развития. 

arteaga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter