Более 403 миллионов долларов США заработал «Белгоспищепром» в прошлом году на экспорте продуктов питания. Основной рынок сбыта — Российская Федерация. Однако концерн совершил серьезный рывок в экспорте товаров на Восток. Как сегодня завоевывают рынки стран дальней дуги, какой экспортный потенциал объединения и что нового в импортозамещении — об этом корреспонденту «Р» рассказал председатель концерна «Белгоспищепром» Анатолий Бубен.
Чипсы со вкусом лайма
Белорусские сахар, рапсовое масло, кондитерские изделия, крепкие алкогольные напитки, игристые вина, детское питание и пищевые концентраты — все это давно и прочно осело на прилавках магазинов шести десятков стран. Основной рынок сбыта — Российская Федерация, на которую приходится почти 50 процентов экспорта. Однако список импортеров белорусской продукции медленно, но верно пополняется. В прошлом году в него вошли Афганистан, Саудовская Аравия, Ливан, Ливия, Исландия, Оман, Ирландия и Пакистан. Экспорт в эти страны принес концерну более миллиона долларов США.
— Большое внимание уделяется освоению экспортных поставок в страны дальней дуги. Так, за 2021 год почти в 18 раз мы увеличили поставки в Бразилию, в 2,9 раза — в Японию, — уточняет Анатолий Бубен. — Удалось нарастить их в страны Персидского залива — плюс 65 процентов к уровню 2020 года, более чем в два раза в Израиль и Сингапур. Общий экспорт концерна за 2021 год составил более 403 миллионов долларов США.
Одно из перспективных направлений — экспорт товаров в КНР. Китайский рынок для организаций концерна — важнейший вектор в развитии торгово-экономического сотрудничества, не скрывает Анатолий Бубен. Поэтому наши предприятия адаптируют под него свою продукцию. Например, кондитерские изделия. Для китайского потребителя белорусская продукция слишком сладкая. Поэтому разработана линейка шоколадных конфет «Лаки Чаки» с низким содержанием сахара, а также линейка шоколада без сахара. Мучные кондитерские изделия для жителей Поднебесной выпекаются на основе жиров и маргаринов без пищевых добавок, запрещенных в Китае. Очень популярны там желейные конфеты с натуральными ягодными начинками. Специально для китайского рынка были разработаны рецептуры водки с содержанием спирта 69 и 77 процентов. И это не предел. Специалисты концерна изучают спрос на китайских международных выставках, в которых участвуют несмотря на закрытые границы и непростую эпидемиологическую обстановку.
Экспортный потенциал предприятий концерна в КНР растет. Судите сами: за последние пять лет экспорт сахарной отрасли увеличился в 28,6 раза, кондитерской — в 19,3, масложировой — в 3,4, алкогольной — в 2,6, пивоваренной — в 2,4 раза.
Учитывать вкусовые предпочтения жителей конкретного региона — фишка концерна. Для стран Ближнего Востока технологи разработали шоколадные конфеты и фигуры в форме верблюда, напитки ореховые с березовым соком, водку со вкусом шоколада, чипсы с разными вкусами: чили и лайма, кебаба, соли и уксуса.
Конфетка на замену
Становится разнообразнее и внутренний рынок. Кажется, сыграл на руку даже запрет ввоза некоторых товаров из отдельных стран. Напомним, с 1 января вступило в действие постановление Совета Министров № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров», которым установлен перечень товаров, запрещенных к ввозу и реализации на территории Беларуси. В этом списке есть кондитерские изделия. Под запрет попали некоторые марки швейцарского и немецкого шоколада, итальянских и литовских конфет. Но кто сказал, что нам нечего предложить взамен?
Благодаря проведенной модернизации концерном «Белгоспищепром» реализовано более 30 импортозамещающих проектов, в результате которых в кондитерской отрасли выпущено свыше 100 новых наименований шоколада, включая аналоги известных торговых марок.
— В 2022 году предприятия концерна «Белгоспищепром» продолжат работу по продвижению востребованных импортозамещающих товаров, дальнейшему снижению импорта аналогов, наращиванию экспорта и улучшению сальдо внешней торговли по закрепленным товарам, разработке и производству новых, ранее не выпускаемых видов продукции, — объясняет Анатолий Бубен.
Например, «Спартак» увеличит объемы производства и поставки на внутренний рынок линейки продукции ТМ ZA SPARTAK — это печенье, конфеты, вафли, батончики-нуга. «Слодыч» планирует освоить выпуск карамели леденцовой с маслами трав мяты, эвкалипта и других. ОАО «Красный пищевик» запустит модульную линию по производству жевательного мармелада мощностью 3150 тонн в год. На ней планируется производство базовых видов мармелада, а также инновационной для страны продукции — мармелада жевательного с витаминами.
Разумеется, не одними сладостями живут предприятия концерна. Детское питание в упаковке типа пауч, новые виды консервов и наполнителей для молочной продукции, белые маринованные грибы в стеклянной банке, джем и конфитюр, майонез и соусы — в этом году ассортимент вкусной продукции значительно расширится.
Чистые перспективы
— Одно из направлений деятельности концерна — создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения страны продуктами питания, — уточняет Анатолий Бубен.В прошлом году концерн «Белгоспищепром» совместно с заинтересованными ведомствами разработал стратегии дальнейшего развития сахарной и консервной отраслей страны. Для развития свеклосахарного подкомплекса предусмотрено ежегодное обеспечение сахарных комбинатов сахарной свеклой в объеме не менее 5 миллионов тонн. Это позволит производить 640 тысяч тонн сахара и обеспечить потребность внутреннего рынка в полном объеме, а также нарастить экспортный потенциал отрасли. Стратегией консервной отрасли предусмотрено увеличение объемов заготовки и переработки отечественного сырья, производство востребованных рынком конкурентоспособных продуктов, увеличение выпуска импортозамещающей продукции в современных видах упаковки.
misnik@sb.by