Официальный визит Александра Лукашенко в Иран, состоявшийся 12 — 13 марта, стал продолжением реализации стратегии поворота на Восток. Символично, что визит произошел за несколько недель до тридцатилетия установления дипломатических отношений между официальным Минском и Тегераном. Несмотря на тысячи километров, разделяющих наши народы, нельзя сказать, что иранцы и белорусы чужие друг для друга. Омар Хайям, руины Персеполиса и таинственные восточные сказки известны каждому, кто хоть немного интересовался историей и литературой. И как же здесь не вспомнить классика белорусской литературы со стихотворением про слуцкие пояса, которые «на лад персiдскi» ткали наши предки. Однако сегодня Иран — это не только более трех тысяч лет истории высокоразвитой цивилизации, но и пример, как можно эффективно противостоять санкционной агрессии, защищать свой суверенитет и развивать экономику.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы можем быть очень полезны друг другу, если по-настоящему объединим свои усилия. Особенность нынешнего визита в том, что мы можем выйти на новую ступень, новый этап сотрудничества. И особенностью этого сотрудничества будет его высочайшая эффективность. В общем объеме я могу оценить нынешний визит, если мы реализуем все наши договоренности, в рамках 100 миллионов долларов.
12 — 13 марта 2023 года, во время официального визита в Иран.
— Мы можем быть очень полезны друг другу, если по-настоящему объединим свои усилия. Особенность нынешнего визита в том, что мы можем выйти на новую ступень, новый этап сотрудничества. И особенностью этого сотрудничества будет его высочайшая эффективность. В общем объеме я могу оценить нынешний визит, если мы реализуем все наши договоренности, в рамках 100 миллионов долларов.
12 — 13 марта 2023 года, во время официального визита в Иран.
Экономическое сотрудничество против санкций
Беларусь и Иран находятся по одну сторону баррикад в защите своего суверенитета и независимости. В ситуации глобального обострения международных отношений Минску и Тегерану просто нельзя не перезагрузить межгосударственные отношения после непродолжительной паузы.Прошлый опыт взаимодействия наших стран реализовал несколько достаточно успешных проектов, однако потенциал дружбы и сотрудничества имеет куда большие перспективы. Ситуация углубления санкционной агрессии сама подталкивает наши страны к сотрудничеству. Экономика Ирана многоплановая: от добычи нефти, газа, урана, различных металлов до развития микроэлектроники, средств связи и сельского хозяйства. Во многих сферах экономики обоих государств можно найти взаимодополняемость. Горнодобывающая промышленность Ирана нуждается в современной технике, производства которой имеются в Беларуси. БЕЛАЗ уже готов наладить совместное производство 136- и 240‑тонных самосвалов. Перспективы имеются и для других подобных белорусских предприятий.
Общий объем рынка Ирана — около 86 миллионов человек, что довольно внушительно и открывает перспективы для поставок белорусской пищевой продукции.
В результате визита уже было подписано соглашение о механизмах присвоения белорусским продовольственным товарам знака халяльного качества, что дает нашей в первую очередь молочной и мясной продукции зеленый свет не только на рынок Ирана, но и других шиитских государств.Также имеются отличные перспективы для белорусских аграрных технологий: от удобрений до методов обработки земли, что очень важно для Ирана, где почвы подвержены эрозии, из-за чего снижается урожайность. Перспективой же для Ирана могло бы стать налаживание поставок сезонной продукции в зимний период, что послужило бы альтернативой товарам из недружественных стран.
В результате визита были заключены договоры на общую сумму 100 млн долларов, что может показаться не столь уж большим, на первый взгляд, результатом. Но если посмотреть на динамику товарооборота, который в 2021 году составлял всего 33,28 млн долларов, а в 2022‑м увеличился практически в три раза, то заключенные в ходе визита соглашения дают возможность еще и удвоить нашу торговлю в этом году.
Посещение выставки достижений иранской науки и техники Александром Лукашенко и Эбрахимом Раиси говорит о перспективах сотрудничества в электронике, связи и фармакологии, в которых преуспели иранские исследователи. Санкции вынудили Иран развивать свою науку и технологии, достижения которых интересны Беларуси, в том числе в перспективе создания совместных производств в нашей стране.
Прямой путь из Минска в Тегеран
Особое внимание при встрече было уделено восстановлению прямого авиасообщения между Минском и Тегераном, которое должно стимулировать повышение деловых и гуманитарных контактов. В перспективе между Беларусью и Ираном может установиться безвизовый режим, который будет стимулировать не только повышение деловых и межличностных контактов, но и развитие туризма.Для иранцев белорусское направление летом — возможность скрыться от жары, увидеть экзотические леса и пресные озера. Для белорусов Иран — возможность прикоснуться к древней цивилизации, прогуляться по улочкам старинных городов, увидеть удивительную природу, посмотреть на восточную сказку. Ведь поворот на Восток требует и налаживания гуманитарных связей и контактов, взаимопроникновения культур.
Также Иран представляет большой интерес как морские ворота в Индийский океан.
Налаживание стратегически важного транзитного коридора Север — Юг сегодня идет полным ходом. Путь через Астрахань и иранский порт Бендер-Аббас, что расположен в теплом Персидском заливе, является перспективной альтернативой для белорусского транзита, прежде всего калия.В будущем этот коридор сможет насытиться не только транзитными товарами, но и продукцией иранского и белорусского производства.
Четырехугольник евразийского развития
Одним из центральных моментов визита являлась встреча Александра Лукашенко с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.Далеко не с каждым руководителем государства встречается духовный лидер Ирана. Это является не только знаком уважения, но и оценкой стратегической важности и ценности для Ирана сотрудничества с Беларусью.Хаменеи продемонстрировал желание более глубоко и фундаментально работать с нашей страной не только в сфере экономики, но и сотрудничать на международных площадках, совместно противодействовать санкциям коллективного Запада и активнейшим образом взаимодействовать в рамках коллективного Востока в формировании многополярного мира.
Иран в 2022 году стал полноценным членом ШОС, а также высказал желание присоединиться к БРИКС. Для коллективного Востока активная позиция Тегерана является определенным мотором, подталкивающим страны все больше сотрудничать для противодействия внешней агрессии.
Беларусь как экспортно ориентированная экономика и открытая миру страна максимально заинтересована в ускорении интеграционных процессов в Евразии и коллективном Востоке в целом.Для Беларуси и Ирана имеется одна общая ценность — обостренное чувство справедливости. Иранцы и белорусы не выносят несправедливости, двойных стандартов и лжи. Мы не приемлем, когда унижают малые либо обессиленные государства. Вместе помогаем потерпевшим от войны и землетрясений сирийцам, вместе выступаем в защиту обездоленных и ущемленных стран на мировой арене. Не выносим и той международной дискриминации, которую организовали против наших народов и государств 40 стран коллективного Запада.
Поэтому неудивительно, что постепенно оформляется стратегический евразийский четырехугольник Минск — Москва — Пекин — Тегеран. Эта четверка стран занимает все более активную позицию на международной арене и в перспективе может стать мотором для расширенной интеграции Большой Евразии.Для Минска в этой конфигурации главное — занять свое достойное и справедливое место в новой архитектуре коллективного Востока.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог